Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 4.

Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 4.

Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 4.
История
zafe
Фото: Адыги.RU
02:12, 05 февраль 2020
266
0
Большой научный интерес в связи с этим вызывает и вопрос об этнической принадлежности населения, которое принесло малоазийскую неолитическую земледельческо-скотоводческую культуру...
Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 4.

Большой научный интерес в связи с этим вызывает и вопрос об этнической принадлежности населения, которое принесло малоазийскую неолитическую земледельческо-скотоводческую культуру.

Следует отметить, что смену населения в этом регионе (Колхиде и далее) относят к рубежу III - II тысячелетия до н.э. и считается, что этнически данное явление связано было с предками современных народов абхазо-адыгской языковой группы - кашками и абешлами.

Эта точка зрения в науке к этому периоду (1958 г.) не была новой, но, в отличие от своих предшественников, Л. Н. Соловьев обосновал эту гипотезу проникновения кашков и абешлов на Западный Кавказ с учетом своих новых исследований археологических памятников неолита и бронзы на абхазском и сочи-адлерском побережье Черного моря и сравнительной оценки их с памятниками культуры той же эпохи в Месопотамии, Передней Азии, Колхиде, Южном Закавказье, Центральном Кавказе, Прикубанье и в Северном Причерноморье.

До Л.Н. Соловьева идею о малоазийском происхождении не только народов абхазо-адыгской языковой группы (абазин, абхазов, адыгов, убыхов), но и некоторых других, кавказских, писали И. А. Джавахишвили, Н. Я. Марр, С.Н. Джанашиа, Б. А. Тураев, А. Сванидзе и др.

После них, в 1954 г., после детального анализа содержания древних ассирийских и хеттских древних письменных источников, Г. А. Меликишвили пришел к выводу, что предками современных абхазо-адыгских народов являются малоазийские племена кашков, пахува и абешла.

Поскольку эти и ряд других исследований ученых непосредственно касаются этногенеза абхазо-убыхо-адыгов, более подробно расскажем об основных положениях в их работах, в части интересующих нас вопросов, несколько ниже.

При этом следует заметить, что согласно другим исследованиям археологических памятников эпохи неолита и бронзы, данных антропологии и лингвистики, датировка первоначальной смены населения Колхидской низменности на рубеже III и II тысячелетия до н.э., принятая Л. Н. Соловьевым, подлежит корректировке в сторону удревления - к отнесению этой даты к IV тыс. до н.э.

Подведя итог сравнительному анализу археологических данных в эпоху камня на Западном Кавказе, необходимо выделить одно из главных достижений его насельников.

Оно заключается в том, что в IV тыс. до н.э. западнокавказское аборигенное население от Сочи до Тетрамиц, очевидно не без участия пришлых малоазийских племен стало переходить от охоты и собирательства к производящему хозяйству - мотыжному земледелию и скотоводству.

Появились и новые отрасли хозяйства - ткачество, гончарное производство.

Люди стали жить в округлых плетенных хижинах, обмазанных глиной и покрытых, вероятно, соломой, камышом и другой пригодной для этого растительностью.

На все это указывает инвентарь из стоянок и селищ неолитического и энеолитического населения кавказского Причерноморья.

Все это не могло не привести к переменам социальных отношений в родовом обществе. Как известно, в палеолитическое время сложилась матриархальная родовая община и своего расцвета она достигла в период мезолита.

Однако в условиях производящего типа хозяйства роль мужчины стала возрастать, более того - проживание ближайшего круга родственников в хижинах постепенно вело к созданию обособленной семьи, где главную роль стал играть мужчина.

В конце энеолита (медно-каменного века) западнокавказские насельники всем ходом исторического процесса были подготовлены к восприятию всего прогрессивного, что ускоряло темпы общественного развития.

Овладев новыми, более совершенными орудиями труда, навыками земледелия и скотоводства, западнокавказское население стало жить в поселениях, научилось возводить примитивные строения и изготавливать посуду, одежду, вооружение, простейшие лодки для морского рыболовства.

Трудно себе представить, что неолитический человек мог с помощью каменного топора, тёсел, долот и т.п. рубить дерево, очищать землю от кустарников, изготавливать строение, выдалбливать из целого ствола дерева лодку-долбленку, и сколько для этого потребовалось бы сил и времени?

Тем не менее наука опытным путем доказала, что все это возможно. В частности, научные эксперименты показали, что каменным топором можно срубить дерево (с диаметром ствола 25 см) за 15 минут, изготовить из цельного ствола дерева лодку-долбленку за 10 дней.

[img]"[/img]

Западнокавказский охотник к концу эпохи камня так усовершенствовал свой лук со стрелой и копье, что с помощью них он был способен поразить в одиночку дикое животное с расстояния 50 - 100 метров.

Американские ученые свидетельствуют, что стрела индейца из племени апачей могла пробить человека насквозь на расстоянии 300 шагов.

Продолжение следует.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)