Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 12.

Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 12.

Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 12.
История
admin
Фото: Адыги.RU
02:12, 05 февраль 2020
344
0
Следует подчеркнуть, что, несмотря па прошедшие тысячелетия, в абхазском, абазинском и убыхском языках сохранились одинаковые названия указанных выше металлов почти в неизменном виде. Например, медь по-абхазски абща (знак щ соотв. абаз. гlв), по-абазински - гlва / гlваmla, по-убыхски - не изв.; бронза (латунь) – соответственно джьаз. джьаз и джьаз; золото - а-хьы, хьы / хяпщ и дышвэ.; серебро - разныmэ, рызна, daльwanэ; олово - а-калей, калей и калей на всех трех языках...
Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 12.

Следует подчеркнуть, что, несмотря па прошедшие тысячелетия,  в абхазском, абазинском и убыхском языках сохранились одинаковые названия указанных выше металлов почти в неизменном виде.

Например, медь по-абхазски абща (знак щ соотв. абаз. гlв), по-абазински - гlва / гlваmla, по-убыхски - не изв.; бронза (латунь) – соответственно джьаз. джьаз и джьаз; золото  - а-хьы, хьы / хяпщ и дышвэ.; серебро - разныmэ, рызна, daльwanэ; олово  - а-калей, калей и калей на всех трех языках.

Необходимо обратить внимание на название «бронза». В современных абхазском, абазинском и убыхском (мертвом) языках его исконное название не сохранилось и указанный термин скорее выражает слово «латунь».

Ведь латунь по своему химическому составу все же несколько отличается от бронзы, и понятно, почему авторы русско-абазинского и русско-абхазского словарей 50-х годов прошлого столетия обозначили «бронзу» - русским «а-бронза», «бронза». Корень же термина «бронза» сохранился в слове «броня».

Название последнего во всех трех языках (хоть убыхский давно не функционирует) идентичны: а-куалзы, кlвуалдзы, а-куалдз. Помимо своего исконного значения («броня»), этот термин во всех этих языках применяется при обозначении и таких предметов древнего вооружения как «кольчуга» и «панцырь».

Само слово «куалдзы» является сложносоставным: окончание «лдзы» означает «закалка, закаленный» (ср. абаз. «ладзара» - «закалка», «закаленный»). Естественно, что закаляется какой-то металл и название этого металла присутствует в полном его названии из двух составляющих элементов - «металл + закалка», т.е. «броня» - «куа» + «лдзы».

Таким образом, совершенно очевидно, что слово «бронза» в абхазском, абазинском и убыхском языках имеют свое одинаковое общее происхождение, а это означает, что их предки были участниками или современниками получения меди, бронзы, золота, серебра, олова, а также производных от них слов, по крайней мере, с начала металлургии и металлообработки на Западном Кавказе, а скорее всего, в Передней (или Малой) Азии, где была их прародина.

Кстати сказать, корни слов «ко», «ку» сохранились и в тех первых, самых необходимых орудиях труда, в частности, - топора: абхазское (а) и-куагlа-а, абазинское кlвуа-гъа. В абхазском и абазинском языках это сложное слово состоит из двух элементов - «куа» и «гьа».

С первым мы уже знакомы, а второй означает - «разрезать», т.е. дословно - ударом бронзы (острой) разрезать что-либо. Поэтому нельзя не согласится с выводом Г. Ф. Турчанинова, о том, что прототипом бронзового топора, название которого восходит к абхазо = абазино = убыхскому языку, является колхидский бронзовый топор, т.е. авторами этого топора являются древнеколхидские мастера, обязанные своим именем единому в прошлом абхазо = абазино = убыхскому языку (ашуйскому, - по Г. Ф. Турчанинову).

Аналогично произошло и с названием «латунь». Оно вошло в абхазское и абазинское наименование «молоток» - соответственно «ажьах эа» и «джьахlва», образовательный корень которых - джьаз («латунь»), а второй элемент х pa / xlea - означает «ручка», т.е дословно «латунь с ручкой».

Все это определяет ещё один существенный для западнокавказских племен Ill тысячелетия до н.э., в данном случае для абхазо = абазино = убыхов, вывод: если иметь ввиду, что этнос не является участником сотворения или «сверстником» какого-либо культурного явления, то, как правило, такое событие не находит отражения в его языке; оно привносится из языка другого этноса - обладателя или автора культурного явления.

Поэтому, твердо можем заявить, что далекие предки современных абхазов, абазин и убыхов, равно как и ряда других народов, были непосредственными авторами, участниками или свидетелями получения первых металлов - меди, бронзы, золота, серебра, олова и латуни.

[img]"[/img]

Уверенность в том, что они на Западном Кавказе были «авторами» многих изделий из этих металлов у нас не вызывает никаких сомнений, в том числе и в том, что мастерами изготовления большинства предметов из майкопского кургана являются ашуйцы, то есть - предки абхазо = абазино = убыхов.

Другое дело, что считаем совершенно справедливым утверждение многих археологов, что некоторые предметы из майкопского кургана, в особенности украшения из камней, как это отмечалось выше, могли попасть в Майкоп в результате, например межплеменного обмена, ибо материалы из которых они изготовлены, на Кавказе не добывались.

Сказанное выше также не означает, что вся майкопская культура, имевшая распространение от Черного моря и до Центрального Кавказа, отождествляется только с предками абхазо = абазино = убыхов.

Несомненно, что в этом приняли участие праадыгские и, возможно, другие кавкасионские племена. Мы не можем согласиться и с теми, кто утверждает, что в начале II тысячелетия майкопская культура полностью затухла или прервалась, и тому причиной, чаще всего, видят племена, внедрившие дольменную культуру.

Это явление, видимо, было связано, прежде всего, с движением с севера,с Придунавья и Прикаспия, а также с Южнорусской равнины племен катакомбной и срубной культур, на чем справедливо настаивают многие ученые. Их культура медно-бронзового века прослеживается по многим памятникам древности на всем Северном Кавказе.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)