Статьи / История / 04 март 2019

СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ, РОССИИ И АНГЛИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫСЕЛЕНИЯ КАВКАЗЦЕВ

После завоевания Россией Крыма в 1783 г., имевшего статус независимости по Кючук-Кайнарджийскому договору, в истории кавказцев наступает «кошмарный» период, завершившийся их выселением со своей родины.
Черкесские народы, не имевшие достаточных политических сил и организаций, способных защитить их родину от сильного для своего времени и быстро развивающегося российского государства, и не сумевшие сделать далеко идущие политические цели, поверили в неосуществимые обещания помощи далекой от Кавказа страны в образе дружественного и братского Османского государства. Они были введены в заблуждение Англией, преследовавшей лишь одну цель - сохранение мирового господства.
Великое выселение черкесов, являющееся основной темой нашей работы, осуществилось в 1864 г. Однако при-чины, вынудившие черкесов покинуть родину, возникли поэтапно за 70-80 лет до выселения. Поэтому нужно снова затрагивать вкратце исторические события этого периода. С другой стороны, для лучшего понимания событий, связанных с выселением и предшествовавших ему, прежде всего необходимо исследовать международную политику колониальных держав (Османской империи, России и Англии), которые содействовали переселению черкесов, а также их взаимоотношения и истинные цели этих государств по отношению к Кавказу.
и сменившей его Османской империи удалось заселить тюрками Анатолию и даже Балканы? Если правильно ответить на эти два вопроса, то становится ясным откуда у Османской империи появилась потребность в черкес¬ском населении, а оттуда возникает проблема черкесов в изгнании.
Завоевание тюрками Анатолии стало следствием системной политики расселения народов и их колонизации .
Власть на покоренных турками территориях закреплялась не только силой оружия и исламской пропагандой, но и принуждением к массовым переселениям подвластных народов, изменявшим пропорцию населения и этническую структуру. Желание тюркинизировать завоеванные земли было настолько сильно, что важной темой переговоров становился торг о переселении данного народа.
Османы со временем отказались от разовых методов переселения и колонизации народов. В большинстве случаев теперь они стали организаторами и сторонниками планированного массового переселения. Начиная с основания государства, постоянное обращение к практике переселения народов стало традиционной формой правления в структуре Османского государства. Для разрешения различных проблем внутри страны османы часто и планово прибегали к смене местожительства людей.
Постоянное обращение государства к политике пере-селения народов обусловливалось различными целями: использование крестьянского труда на плодородных землях для увеличения сбора сельхозпродуктов или же обеспечение провиантом и необходимыми коммуникациями армии; постройка нужных дорог и городов вдоль них для обеспечения безопасности дорог. Кроме того, чтобы не допустить усиления власти на местах и предупредить возможные восстания, османское правительство расселяло туркмен маленькими группами, разбрасывая их в разные отдаленные районы империи. Османы также насильственно переселяли арабских кочевников для принуждения к оседлости.
Переселенческие и колонизаторские методы правления, оказавшие воздействие на военную и экономическую систему государства и принявшие традиционную форму, естественным образом повлияли на все слои общества. Военные и религиозные институты настолько были переплетены, что на завоеванных или предстоящих завоеванию землях перед военными действиями или во время их ведения начиналась религиозная пропаганда. Захваченные византийские города сразу же заселялись переселенцами.
После того как османы начали одерживать победы на европейской части, переселенческий колонизаторский метод приобрел еще большее значение. Чтобы удержать господство османов на Балканах, необходимо было увеличить численность мусульман на этой территории. Время от времени нетурецкое население Анатолии и туркменские племена восставали против османов. В особенности данная политика использовалась как для уничтожения этнической самобытности населения и усиления государственной власти в Анатолии, так и для подавления антиосманских выступлений нетурецких народов, переселяя их в Западную Анатолию и Балканы, на завоеванные территории.
Христианские пленные (в большинстве своем не воины, а мирное население), попавшие в плен во время войн на Балканах, продавались в Анатолию государством или победителями в качестве невольников6. Кроме того, при необходимости местные жители Балкан, а также нему-сульманские и нетюркские народы массово переселялись в Анатолию. Так, чтобы прикрепить их к новым местам поселения и обеспечить сбор налогов с переселенцев, религиозные институты при полной поддержке государства проводили работу по их исламизации. Представителей нетурецких народов заставляли изменить имена с целью уничтожения национальной самобытности и скорейшего их растворения в среде османского общества. Точно такая же политика практиковалась и по отношению к Кавказу. Ферах Али-паша, назначенный вали (губернатором) Суджук-Кале, явно предпочитал военным и административным методам управления миссионерскую работу среди населения. Первым делом по прибытии на место назначения Ферах Али-паша приказал собрать ногайцев-переселенцев, живших в разных местах Кавказа, и татар, бежавших из Крыма, после его завоевания Россией. Расселив кочевых ногайцев, живших за счет набегов и грабежей, вокруг Суджук-Кале, вали, с одной стороны, использовал их для государственных нужд, а с другой - держал их под контролем, чтобы в дальнейшем привлечь эти силы на борьбу с черкесами 7’8.
Ферах Али-паша интересовался не только военными и религиозными делами, но изучал традиции черкесов и требовал, чтобы отказались от своих привычек и носили турецкие имена. Ввиду того что он не обладал достаточной военной силой и представлялся черкесам как представитель дружественной и братской страны, не было необходимости применения силы для достижения своих целей. По этой причине Ферах Али-паша старался жить с черкесам в мире и дружбе. Основную политику, проводимую Османской империей на Кавказе, он сводил лишь к потребности ислама. Таким образом, в конце трехлетнего пребывания на Кавказе с важной политической миссией он добивался, чтобы кавказским детям давали османско- тюркско-мусульманские имена, и в результате успехом на этом поприще стало согласие нескольких черкесских семей принять эти условия.
Резюме: Османская империя распространяла свое господство, применяя на практике политику переселения народов, размещая разные этносы на одной территории и натравливая их друг на друга. Но Османское государство никогда не сумело распространить свою власть на территории Северного Кавказа. И только во время массового выселения черкесов в Османскую империю в 1860-х гг., вышеупомянутая политика получила практическую направленность.
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
x