Этнография
Появление автономии у адыгов в составе СССР
Этнография / 16 январь 2019
В июле 1922 г. появилась Адыгейская (Черкесская) Автономная Область. Но 45 аулов на ее территории были расположены чересполосно с «иногородними» хуторами и селами. С подачи шапсугов Причерноморья и
Аул Ходзь
Этнография / 16 декабрь 2018
В ауле Ходзь действовали 5 мечетей, все они были разрушены советскими властями. В ауле проживали эфенди и хаджи. Из них вспоминают Тхагалегова Якуба, Атласкирова Мустафу, Макаова-Хаджи, Еганова
Город Черкасы
Этнография / 16 декабрь 2018
В XV веке на Черкасщине появились первые поселения казаков, а Черкассы, основанные в конце XIII века, стали их мощным укреплением в борьбе против польской шляхты, набегов турков и крымских татар. Для
Абадзехский аул Даурхабль
Этнография / 16 декабрь 2018
Выше мы вкратце познакомили читателя с тем подразделением адыгейцев, которое называлось абадзехами. Теперь сообщим немногие данные об абадзехской сельской общине Даурхабль (Даурхьабл), положившей
Адыгские названия современых поселений Северного Кавказа
Этнография / 16 декабрь 2018
Абдзэхэхьабл (ХьэпакIэхьабл)- ст. Абадзехская Абрагъо- Абрау Дюрсо Адэрбий- Адербиевка Алмэлы- ст. Ладожская Ахъмэтыкъу-ст. Ахметовская Ащыухьабл-п. Бакинский Бабыкъо къуадж- Бабук аул
ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕСИИ
Этнография / 16 декабрь 2018
Черкесия занимала основную часть Кавказа – от побережья Черного и Азовского морей до степей современного Дагестана. В отдельное время восточночеркесские (кабардинские) селения располагались по берегу
Черкеска – не просто одежда
Этнография / 15 декабрь 2018
Черкеска – не просто одежда, а определенный образ, которому необходимо следовать всем, кто ее носит. Умение носить черкеску подразумевало как раз умение достойно держать себя, имея в виду
Расселение адыгов
Этнография / 15 декабрь 2018
В начале XIX в. Адыги, известный как за кубанские черкесы и кабардинцы ( большой и малой Кабарды), занимали еще сравнительно большой территории на Северном Кавказе - от берегов черного моря на восток
Зихи
Этнография / 15 декабрь 2018
Зихи — называемые так на языках: простонародном (Volgare — т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига». Они живут [на
Аул Тлюстенхабль
Этнография / 14 декабрь 2018
В ауле Тлюстенхабль была одна мечеть. Вспоминают имена эфенди Пчегатлук Кадырбеча, Хаджфет Гучемукова, Хагур Юсуфа, Мешфес Кадырбеча. У Мешфес Кадырбеча было исламское образование, он обучал детей,
Аул Шенджий, соборная мечеть
Этнография / 14 декабрь 2018
(Фото из архива Национального музея Республики Адыгея) Мечеть в ауле Шенджий была очень красивым кирпичным зданием узорчатой кладки, увенчанным шестиугольным куполом с полумесяцем и звездой. Оно было
Сирийская армия. черкесы
Этнография / 14 декабрь 2018
Формально черкесские эскадроны относились к Армии Леванта (туземным войскам), но их образцовая служба и преданность Франции ставит их в один ряд с самыми залуженными французскими частями. Предки
Шенджий
Этнография / 14 декабрь 2018
Шенджий: Аул основан в 1860 году . В 1898 году в Шенджие была открыта построенная екатеринодарским препринимателем, уроженцем аула, Лю Траховым соборная мечеть — первая мечеть на Северном Кавказе,
Аул Габукай
Этнография / 14 декабрь 2018
Мой любимый аул — Габукай! отсюда я начал свой путь большой мир. Дороги жизни пролегли по многим регионам страны. Но где бы я ни был, всегда вижу перед собой родной аул, окаймленный могучим, лесом
РЕКА БЕЛАЯ (ШЪХЬЭГУАЩЭ)
Этнография / 14 декабрь 2018
Одна из главных рек Адыгеи берет свое начало 'со склонов гор Фишт и Оштен. В нее впадает 3459 притоков, протяженность — 265 километров. Возникновение названия реки, истолковывается в народных
БОЛЬШОЙ КИЧМАЙ
Этнография / 14 декабрь 2018
Аул Большой Кичмай среди коренного населения известен как Шахэк1эй (на литературном адыгейском языке), в русской же транскрипции — ШахэкIэй, а на шапсугском диалекте как Шахэкей). Население аула
Проблемы культурной идентичности населения Северо-Кавказского региона
Этнография / 14 декабрь 2018
Северный Кавказ — уникальный регион не только Российской Федерации, но и всего мирового сообщества, один из древнейших мировых очагов цивилизации и культуры. Хотя национально-территориальное и
150 лет со дня образования. История аула Блечепсин
Мероприятия / Этнография / 17 сентябрь 2018
Блечепсин (Блащэпсынэ) – аул, административный центр МО «Блечепсинское сельское поселение» в составе Кошехабльского района Республики Адыгея и расположен в ее северо-восточной части, на правом берегу
Станица Баговская или родовой аул Баговых
Этнография / 01 сентябрь 2018
Баговская — станица на левом берегу р. Ходзь. «Багъ» — у подошвы горы Ашишбог. Считают, что имя произошло от дворянской фамилии, владевшей этим аулом в 600 душ. Первоначально — абхазо-абазинское
Скала слез - древня легенда Черноморского побережья
Этнография / 17 август 2018
В четырех километрах к северо-западу от Туапсе, между мысом Кадош и устьем реки Агой, высокий берег вдается в Черное море трехгранным каменным утесом. Это скала Киселева. Неизгладимое впечатление
Происхождние этнонима "черкес"
Этнография / 17 август 2018
Вокруг происхождения и обозначения адыгов как черкесов много споров. В этой статье приводятся не все доводы и исторические факты, подтверждающие ниже изложенную версию. Подробное освещение каждого
Анты - древний народ, живший на берегах современной Кубани
Этнография / 17 август 2018
Античные авторы называли реку Кубань «Антикит», имея в виду антов, которые всегда жили на берегах этой реки. Происхождение слова «АНТ» в качестве названия племени недостаточно известно, однако через
Деревни в Турции со смешанным Кавказским населением. Город Балыкесир
Этнография / 17 июль 2018
Окрестные деревни города Балыкесир: 1. - Бандырма. Band?rma - Шапсуги, Чеченцы; 2. - Дерекёй. Derek?y - Абадзехи, Шапсуги; 3. - Байрамич. Bayrami? - Абадзехи, Шапсуги; 4. - Караагачалан. Karaa?a?alan
Деревни в Турции со смешанным Кавказским населением. Города Афьон, Амасья, Анкара
Этнография / 17 июль 2018
Окрестная деревня города Афьон: 1. - Ениче. Yenice - Абадзехи, Шапсуги, Бжедуги. Окрестные деревни города Амасья: 1. - Хамамёзю. Hamam?z? - Абадзехи, Шапсуги; 2. - Эскикизилча. Eskik?z?lca -
Деревни в Турции со смешанным Кавказским населением. Окрестные деревни города Адана.
Этнография / 17 июль 2018
1. - Бююк Мангит. B?y?k Mang?t - Шапсуги, Абазины, Ногайцы; 2. - Чичекли Хилмие. ?i?ekli Hilmiye - Абадзехи, Кабардинцы, Абазины; 3. - Карамезар. Karamezar - Абазины, Абадзехи, Карачаевцы; 4. -
О древнем народе Сапахаси, живший до казаков и черкесов на Черноморском побережье
Этнография / 07 июль 2018
Одним из интереснейших аспектов истории Северного Причерноморья является история черкесов. На данный момент она не может похвалиться тем уровнем исследования проблем своей истории, как, например,
Чиркасы-христиане поставляли рабов в Каир.
Этнография / 07 июль 2018
Краткая легенда о черкесах, помещенная им к востоку от «Меотского болота», по всей видимости, восходит к Интериано: «Ханская область, населенная чиркасами-христианами, которые в другое время
Кто такие зихи, касоги, гашки и касы?
Этнография / 05 июль 2018
Одновременно с использованием в западных источниках этнонима зих (и название страны - Зихия), в восточных исторических и географических трактатах в качестве синонима данного этнонима использовалось
Поселок Черноморского побережья был местом жертвоприношения морскому божеству Кодесу
Этнография / 04 июль 2018
Л. Люлье отмечает наличие у черкесов культа морского божества Кодес: "Горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу удерживающую море в пределах берегов". черкесского бога Кодеса
Центром республиканской столицы и главной площадью Майкопа является площадь Ленина
Этнография / 12 июнь 2018
Центром республиканской столицы и главной площадью Майкопа является площадь Ленина. Она имеет свою историю. В начале прошлого века площадь называлась Базарной. На ней торговали самыми разными
Малая Кабарда
Этнография / 18 март 2018
Границей Малой Кабарды на западе служит Терек (некоторые называют его еще Ардуган); на севере она граничит с Моздокским уездом, граница там также проходит по Тереку. Северный берег Сунжи отделяет ее
Большая Кабарда
Этнография / 18 март 2018
Границами Большой Кабарды с трех сторон являются верхнее течение реки Подкумок, реки Малка и Терек; на юге она граничит с землями осетин, балкарцев и чегемцев. Реки, которые орошают Большую Кабарду,
Плодородные земли Кабарды
Этнография / 18 март 2018
В Кабарде очень развита всякого рода производительная деятельность. Там выращивают пшеницу, ячмень, овес, просо (их главное зерно) и самые разнообразные огородные культуры; леса изобилуют фруктовыми
Исторические границы Кабарды
Этнография / 18 март 2018
Границы Кабарда расположена к югу от Георгиевска и Моздока, параллельно, так сказать, этим городам. Ее ширина — от 30 до 80 верст вплоть до Черных гор Кавказа, а протяженность — 200 верст от правого
Кто такие скифы?
Этнография / 20 февраль 2018
СКИФЫ (греч. Skutai) - общее название основного населения Северного Причерноморья 7-3 веках до н. э. Скифы состояли из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. По
ТАХТАМУКАЙСКИЙ РАЙОН
Этнография / 10 февраль 2018
ТАХТАМУКАЙСКИЙ РАЙОН. Тахтамукайский район (адыг. Тэхъутэмыкъуае куай ) — административно-территориальная единица и муниципальное образование в составе Республики Адыгея Российской Федерации .
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
Этнография / 09 февраль 2018
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН. Красногвардейский район (адыг. Красногвардейскэ куай ) — административно-территориальная единица и муниципальное образование в составе Республики Адыгея Российской Федерации
АДЫГЕЙСКИЙ ОКРУГ
Этнография / 08 февраль 2018
АДЫГЕЙСКИЙ ОКРУГ. Городской округ Адыгейск ( адыг. Адыгэкъал къалэ округ) — муниципальное образование со статусом городского округа, созданное на территории административно-территориальной единицы
МАЙКОПСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОКРУГ
Этнография / 08 февраль 2018
МАЙКОПСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОКРУГ. Город Майкоп ( адыг. Мыекъуапэ къалэ округ ) — муниципальное образование со статусом городского округа , созданное на территории административно-территориальной
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ АО
Этнография / 07 февраль 2018
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ АО. Кабардино-Балкарская автономная область — административно-территориальная единица в РСФСР, существовавшая в 1922 —1936 годах. Административный центр — город Нальчик. В 1936
КАБАРДИНСКАЯ АО
Этнография / 07 февраль 2018
КАБАРДИНСКАЯ АО. Кабардинская автономная область — административно-территориальная единица в РСФСР, существовавшая с 1 сентября 1921 года по 16 января 1922 года . Административный центр — город
ЧЕРКЕССКАЯ АО
Этнография / 06 февраль 2018
ЧЕРКЕССКАЯ АО. Черкесская автономная область ( кабард.-черк. Адыгэ автоном куей) — административно-территориальная единица в РСФСР, существовавшая в 1928 — 1957 годах. Административный центр — город
ЧЕРКЕССКИЙ ОКРУГ
Этнография / 06 февраль 2018
ЧЕРКЕССКИЙ ОКРУГ. Черкесский национальный округ — национальный округ в составе Северо-Кавказского края РСФСР, существовавший с 26 апреля 1926 года по 30 апреля 1928 года. Центр — станица
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ АО
Этнография / 05 февраль 2018
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ АО. Карачаево-Черкесская автономная область (КЧАО) — административно-территориальная единица в РСФСР, существовавшая с 12 января 1922 по 26 апреля 1926 и с 11 февраля 1957 по 16
Навагинка, откуда пошло название?
Этнография / 05 февраль 2018
НАВАГИНКА, село (до 1961 г.) в Адлерском районе Краснодарского края. Во второй половине XIX - начале XX в. имело второе (неофициальное) название Колонка. Основано в 1869 г. (по другим сведениям в

«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031