ТХЫПХЪЭ: ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА АДЫГОВ

ТХЫПХЪЭ: ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА АДЫГОВ
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
10:09, 05 март 2020
10 833
0
В литературе, посвященной истории и культуре адыгов, часто встречаются понятия «орнамент» и «декор»: кабардинский, адыгейский, черкесский орнамент (декор). Они классифицируются как фитоморфный, зооморфный либо геометрический. Так, Э. Г. Аствацатурян приводит следующее мнение Шиллинга: «Стиль орнаментации черкесского серебра - анималистический и растительный с применением геометрических форм». Когда же заходит речь об элементах черкесской орнаментики, возникает понятие «стилизация», и к числу наиболее часто воспроизводимых относят изображение бараньего рога и трилистника:
В литературе, посвященной истории и культуре адыгов, часто встречаются понятия «орнамент» и «декор»: кабардинский, адыгейский, черкесский орнамент (декор). Они классифицируются как фитоморфный, зооморфный либо геометрический. Так, Э. Г. Аствацатурян приводит следующее мнение Шиллинга: «Стиль орнаментации черкесского серебра - анималистический и растительный с применением геометрических форм».
Когда же заходит речь об элементах черкесской орнаментики, возникает понятие «стилизация», и к числу наиболее часто воспроизводимых относят изображение бараньего рога и трилистника:
«...Одним из наиболее древних элементов черкесской орнаментики являются стилизованные изображения бараньего рога... Весьма распространен в адыгейской орнаментике мотив - трехлепестник»2; «...Таким образом, в узорах нсех племен адыгов повсеместно появляются мотивы, взятые из животного мира, главным образом, крупного и мелкого скота... Со временем, при сочетании роюобразных завитков с растительными элементами, у адыгов сложился довольно сложный и своеобразный орнамент».
Но насколько корректно сводить все к орнаментике кактаковой, пусть и «сложной и своеобразной»?.. Сложность и своеобразие черкесского орнамента выделяются безоговорочно всеми исследователями, но насколько правомерно делать исключительный акцент на эстетической, декоративной составляющей сущности >того явления? В какой степени то, что в культуре адыгов внешне попадает под определение «орнамент» и «декор», в действительности, по своей сути является
ЫКОВЫМ?
И первый, и второй термин несут в себе идею украшения теми или иными средгвами предметов, архитектурных сооружений, одежды и т. д., т. е. идею сугубо )< гетическую. Читаем:
«Орнамент (ornamentum - украшение (лат.)) - узор, состоящий из ритмичеки упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитекурных сооружений» ;
«Декор (decoro - украшаю (лат.)) - система украшения сооружения (фасада, интерьера) или здания»5.
В адыгском языке есть соответствующий аналог: слово гъэдэхэн - «украшать». Как синоним употребляется слово гъэщ1эрэщ1эн - «обновить» (придать более но- ный, нарядный вид). В адыгском языке есть еще одно слово, имеющее значение -украшать», - блэн. Оно обычно относится к ритуальному украшению. Например, ри1уальное сладкое блюдо на традиционном треножном столике хьэлыуэ /энэ чаго дополняется украшениями или подарками. «Хьэлыуэ 1энэ яблэщ» - украсили i юлик с хьэлыуэ. Данный термин можно перевести на русский язык не как «укра- | и I ь», а, буквально, «обзмеить» (блэ- змея).
Иными словами, определения «орнамент» и «декор» правомерно употреблять по отношению к тому, что имеет преимущественно либо в основном сугубо эстетическое значение: нечто, делающее предмет более красивым, усиливающее его эстетическое восприятие, художественную ценность и т. д. Но дело в том, что те изображения, которые традиционно называют «адыгским орнаментом», не исчерпываются функциями украшения, улучшения, усиления привлекательности. Более того: этот феномен имеет собственное, особое, во многом уникальное определение - тхыпхъэ, не сводимое к содержанию вышеприведенных терминов «орна¬мент» и «декор». Мы полагаем, речь может идти о целостной семиотической си¬стеме, ориентированной на создание объемного визуального образа основных констант адыгского мира. Безусловно, адыгское тхыпхъэ несет и определенную эстетическую нагрузку: придать предмету, на который наносится тхыпхъэ, более красивый вид. Но это всего лишь одна и далеко не главная его функция.
Остановимся на некоторых основополагающих моментах, дающих представление об адыгских тхыпхъэ. Во-первых, исследователи отмечают яркую самобытность и существенное отличие орнаментального искусства адыгов в орнаментике Северного Кавказа: «Орнамент различных видов декоративного искусства народов адыге глубоко самобытен и существенно отличается от орнаментального искусства других народов Северного Кавказа»6;
- во-вторых, обращает на себя внимание высокая степень стилизации изображений, характерных для адыгских тхыпхъэ, что говорит о глубокой древности и длительном пути, пройденном данным способом означивания, семиотизации мира;
- в-третьих, вызывает несомненный интерес то, что адыгские тхыпхъэ универсальны и не имеют специализированного, ракурсного характера, идет ли речь об оружии, тканях, обуви, костюме, домашней утвари, постройках, элементах интерьера, их применении в сакральной и ритуальной практике: «Орнамент, украшающий черкесское оружие, ...характерен и для костюма, тканей, обуви, деревянной утвари ...аналогичен орнаментике женских украшений...»7.
Тем самым возникает довольно отчетливое представление о наличии в адыгской культуре системы знаков, не зависящей от конкретной цели (хозяйственная, военная, ритуальная и т. д.) или материала, на который наносятся либо из которого изготовляются тхыпхъэ. Можно говорить лишь о некоторых отличиях в манере их стилизации.
Примечания
1 АствацатурянЭ. Г. Оружие народов Кавказа. СПб: Атлант, 2004. С. 37.
2 Там же. С. 40
3 Адыгейский народный орнамент (далее: АНО) / Сост. Мин-Кутас Азаматова. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1960. С. 4.
4 Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. С. 83.
5 БЭС: В 2 т/Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1.С. 369.
6 Народное творчество. М.; Нальчик: КБКИ, 1958. С. 2.
7 АствацатурянЭ. Г. Указ. соч. С. 37.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)