ТХЫПХЪЭ УНЭ-ГУАЩЭ

ТХЫПХЪЭ УНЭ-ГУАЩЭ
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
04:53, 28 январь 2020
4 741
0
Для решения возникающих вопросов, начнем с четырех понятий в адыгском языке, обозначаемых одним словом гуащэ: 1. Богиня. Например, Псыхъуэ-Гуащэ - богиня рек, Хадэ-Гуащэ - богиня ( адов, Хы-Гуащэ - богиня моря, Жыг-Гуащэ - богиня деревьев, Мэз-Гуащэ - богиня леса, Унэ-Гуащэ - богиня дома 2. Княгиня; 3. Свекровь (как правило, старшая женщина в семье, куда приводят невесту); 4. Кукла (как правило, антропоморфная).

Для решения возникающих вопросов, начнем с четырех понятий в адыгском языке, обозначаемых одним словом гуащэ:
1. Богиня. Например, Псыхъуэ-Гуащэ - богиня рек, Хадэ-Гуащэ - богиня ( адов, Хы-Гуащэ - богиня моря, Жыг-Гуащэ - богиня деревьев, Мэз-Гуащэ - богиня леса, Унэ-Гуащэ - богиня дома
2. Княгиня;
3. Свекровь (как правило, старшая женщина в семье, куда приводят невесту);
4. Кукла (как правило, антропоморфная).
Что же лежит в основе объединения одним и тем же словом четырех достаточно разных понятий?
Изначальным значением слова гуащэ является понятие «богиня». Видимо, в дальнейшем этот смысл переносится и на изображения божества - на статуэтки или фигурки, которые, очевидно, являлись сакральными предметами женского культа и хранились на женской половине дома. Очевидно, такую статуэтку кормили, одевали, приносили ей подношения и т. д. По мере того как христианство, а позже ислам стали преследовать эти культы, статуэтки стали уничтожаться.
Но, думается, и до этого преследования первоначальное значение слова гуащэ как изображения богини постепенно терялось. Им стали обозначать антропоморфную куклу, с которой играли девочки, а позже - и любую куклу. Таким образом, сейчас слово гуащэ больше ассоциируется с понятием «кукла», нежели понятием «богиня».
В данном контексте интересна следующая цитата из книги «Кабардинский фольклор»: «По принятии Кабардой ислама, к кому-то в дом явился племянник хозяев ...и увидел в доме Псатхэ из дерева. Разгневался [племянник] на родственников за то, что они все еще остаются идолопоклон- I шками. Когда женщины вышли из комнаты [скорее всего, речь идет о жен- < кой половине дома (женской комнате), и так как именно в женской среде сохраняются наиболее древние формы сакральных обрядов, то именно женщины могли присматривать за изображением божества (идолом), может быть, проводить ритуалы], ...Взял [племянник] и выбросил идола на двор. И идол тут же разбился на мелкие куски. Женщины рыдают: «Ой, постигло нас горе, обречены мы на бедствия, лучше бы нам погибнуть. Племянник появился и Псатхэ, творца души, заставил страдать». Так говорили женщины»2.
Видимо, различные божества адыгского пантеона имели свои деревянные изображения, и нахождение их в доме ассоциировалось с освящением дома, наличием в нем божественного духа, счастья и т. д. Эти изображения божеств вполне сравнимы с понятием «пенаты».
Вот что, в частности, пишет в комментариях к «Энеиде» Вергилия И. М. Нахов: «...Бежавший из горящей Трои Эней сумел взять с собой отеческие пенаты, т. е. деревянные изображения богов - покровителей города (курсив наш. - Н. Ф.). Благодаря этому Троя обрела продолжение в будущем государстве в Италии, которое Энею, по воле рока, предстояло основать» 3.
Иными словами, не территория, не строения, даже не жители, а именно пенаты являлись вместилищем души и жизни города: пока целы пенаты, жив и город. Пенаты являются освященной связью прошлого и будущего - Трои с образованием нового государства в Италии.
Остановимся подробнее на значимости пенатов. Судя по упоминаниям в «Энеиде»:
...Есть земля вдалеке, где Маворса широкие нивы
Пашет фракийцев народ ...
Были пенаты страны дружелюбны пенатам троянским.
Тут изваянья богов - священных фригийских пенатов, Те, что с собой из огня, из пылающей Трои унес я, Мне предстали во сне...
Мы потомков твоих грядущих до звезд возвеличим, Городу их даруем мы власть... Вещий голос богов и виденья меня поразили: Видел я не во сне пред собою лица пенатов, Облик богов я узнал ...
С ложа вскочив, я ладонями вверх простираю, ликуя, Руки с мольбой к небесам и вином неразбавленным тотчас Над очагом возлиянье творю.
Из текста следует, что пенаты разных земель могут быть как дружественны, родственны пенатам троянцев, так и враждебны им. Они обладают властью обеспечить великое будущее потомкам Энея. Они говорят как боги либо от имени богов, которых они изображают.
Безусловно, упоминавшееся выше деревянное изображение Псатхэ ОПсатха) можно воспринимать как одно из изображений общеадыгских пенатов. В альбоме «Народное творчество», посвященном декоративно- прикладному искусству адыгов, приведено изображение деревянной статуэтки, прикрепленной на крыше дома (рис. 1). Изображение явно женское, хотя и сильно стилизованное. Наличие подобных и других изо¬бражений божеств в дереве и другом материале способствовало тому, что понятие «кукла» и понятие «богиня» стали обозначаться одним словом.
Почему же именно божество женского рода стало ассоциироваться с куклой? Видимо, именно в женском мире сохранились наиболее архаич¬ные, сакральные культы, тщательно оберегаемые внутри дома. Как при¬мер можно привести один из женских культов Китая: «Малиновая тётка - название духа, кукле (изваянию) которого кланялись маленькие девочки, прося у нее хорошей свекрови и вообще спрашивая ее как оракула».
Одним из критериев женской красоты в адыгском мире является сравнение с гуащэ. Когда в Кабарде хотят сказать, что девушка очень красива, говорят «къупщхьэ гуащэм хуэдэщ» («подобна кукле из кости») либо «гуащэщ1ык1э» («сотворенная по образу богини»). Видимо, сравнение восходит к статуэтке женского божества, изготовленной из кости (возможно, слоновой), как образ неземной, божественной красоты.

Каким же образом слово гуащэ вобрало в себя и два следующих смыс¬ла - «княгиня» и «свекровь»? Думается, это связано все с теми же сакральными женскими культами. Видимо, княгиня, в силу своего положения, являлась верховной жрицей женского божества либо считалась земным воплощением этого божества. В первом случае во время религиозных це¬ремоний она могла, как, например, в Древнем Египте, обрядившись особым образом, представлять богиню. В этот момент к ней обращались как к богине. Таким образом, понятие «княгиня» - как верховная жрица либо земное воплощение божества - и понятие «богиня» входят в смысловую орбиту слова гуащэ.
Свекровь же, в свою очередь, являясь старшей женщиной в доме (роде), матриархом, видимо, также ассоциировалась с женским божественным началом рода (вспомним древние каменные фигурки женщин). Иначе гово¬ря, она могла ассоциироваться с женским божеством-прародительницей либо являться ее жрицей при проведении ритуалов сакральных женских культов в одном доме либо целом роде.
Итак, становится понятным, почему эти четыре понятия - «богиня», «свекровь», «княгиня» и «кукла» - обозначаются одним словом гуащэ, изначальным смыслом которого было «богиня». Связь двух понятий «княгиня» и «богиня» констатирует и А. Т. Шортанов, также считая изначальным смыслом-этимоном гуащэ - богиня. Исследователь отмечает: «...Гуащэ - княгиня. Однако изначальное значение слова "гуащэ" - "богиня"»6.
Данное исследование началось со случайного сравнения деревянной фигурки, видимо изображения гуащэ (рис. 1), с бронзовой статуэткой женского божества периода Кобанской культуры (рис. 2). Сравнение дало следующие результаты:
- фигурки имеют различную высоту: деревянная фигурка гуащэ- 18 см, кобанская бронзовая - 5,1 см; будучи изображены в одинаковом масштабе, они обнаруживают отчетливые параллели;
- бронзовая фигурка изображает обнаженную женщину в ритуальной маске с прорезями для глаз, деревянная фигурка имеет голову круглой формы - абрис головы в маске (рис. За);
- руки бронзовой фигурки изображены как дуги, упирающиеся в бедра, без четкого выделения локтевых суставов (что малохарактерно для изображения рук: как правило, локоть выделяется). У деревянной фигурки руки также изображены в виде дуг, упирающихся в бедра; аналогично отсутствует и четкое выделение локтевых сгибов (рис. 36);
- ноги кобанского изображения представлены несколько согнутыми, с выделением коленных сгибов. То же самое мы видим и у деревянного изо¬бражения: ноги имеют четко выделенные коленные сгибы (рис. Зв).

Возникает вопрос: являются ли эти совпадения фигур, как в целом, так и их элементов, случайными? Думается, нет. (Этот тезис, мы полагаем, получит подтверждение в дальнейшем.) Деревянную фигурку гуащэ можно считать плоскостным изображением объемного кобанского изображения. Эволюция изображения выглядит следующим образом: сначала оно объемное и достаточно реалистичное; следующий шаг - плоское, более стилизованное; далее - это уже знак, максимально стилизованный, несущий определенную смысловую и ритуальную нагрузку. Видимо, сохранение достаточно специфических форм изображения (имеется в виду какочертания всей фигурки, так и расположение отдельных ее частей) говорит о том, что данная поза была канонизирована, так же как и определенные, фиксированные позы в религиозных изображениях (иконах, статуях и т. д.) во многих религиях мира, где бытуют подобные ритуальные изображения. Схожие формы можно обнаружить и в адыгской вышивке, и в серебряных элементах женского костюма. Видимо, данная канонизация говорит о возникновении культа Гуащэ в глубокой древности и сохранении его в традициях адыгов вплоть до XIX века.
Вернемся к упомянутому выше деревянному изображению женского божества, гуаще. Учитывая то, что оно крепи¬лось на крыше жилища, как бы оберегая дом, можно с достаточной уверенностью предположить, что это изображение Унэ Гуащэ - богини-покровительницы дома, его защитницы.
Примечания
1 Шортанов А. Т. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992. С. 84.
2 Кабардинский фольклор / Под общ. ред. Г. И. Бройдо. Нальчик: Эль-Фа, 2000. С. 99.
3 Европейский эпос античности и средних веков/Сост. И. М. Нахов М.: Детская литература, 1989. С. 706.
4 Там же. С. 334, 347.
5 Пу Сунлин. Рассказы Ляо Чжая о необы¬чайном. М.: Изд. Художественная литература, 1983. С. 348.
6 Шортанов А. Т. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992. С. 84.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)