Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Миф. Известные по письменным источникам зихи — адыгские племена

Миф. Известные по письменным источникам зихи — адыгские племена

Миф. Известные по письменным источникам зихи — адыгские племена
История
admin
Фото: Адыги.RU
00:41, 29 июль 2021
213
0
В прошлой статье я с сожалением писал о том, что в современной историографии утвердилось ошибочное мнение, будто бы зихи — это прямые предки адыгов. Сейчас хочу представить вам, уважаемые читатели, фрагмент из статьи Инги Александровны Дружининой, где она опровергает этот историографический миф. Первое достоверное упоминание этнонима «адыги» относится к 1502 г. В энциклопедическом груде Джорджио Интериано «Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование» этот этноним приводится в качестве самоназвания зихов, а также черкесов. При интерпретации этого места источника прежде всего нужно учитывать то, что сами понятия зихи и черкесы не имеют однозначного толкования в различные исторические периоды и у разных авторов Средневековья и Нового времени. Слово зихи употреблено Интериано в обобщённом понимании —

В прошлой статье я с сожалением писал о том, что в современной историографии утвердилось ошибочное мнение, будто бы зихи — это прямые предки адыгов. Сейчас хочу представить вам, уважаемые читатели, фрагмент из статьи Инги Александровны Дружининой, где она опровергает этот историографический миф.

Миф. Известные по письменным источникам зихи — адыгские племена
Pierre M. Lapie. Французская карта Персии, Турции в Азии и части Независимой Татарии. 1810 Pierre M. Lapie. Французская карта Персии, Турции в Азии и части Независимой Татарии. 1810 Первое достоверное упоминание этнонима «адыги» относится к 1502 г. В энциклопедическом груде Джорджио Интериано «Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование» этот этноним приводится в качестве самоназвания зихов, а также черкесов. При интерпретации этого места источника прежде всего нужно учитывать то, что сами понятия зихи и черкесы не имеют однозначного толкования в различные исторические периоды и у разных авторов Средневековья и Нового времени. Слово зихи употреблено Интериано в обобщённом понимании — для населения Северо-Восточного Причерноморья, прибрежной полосы Кубано-Приазовья и районов Закубанья. Так же, как примерно за пять веков до генуэзского автора, Масуди называл кашакамиал все племена, проживавшие к западу от аланов, хотя в те же самые годы византийский император Константин VII Багрянородный описал на Северо-Западном Кавказе сразу три страны — Зихию, Папагию и Касахию. И главное, ни письменные, ни археологические источники не дают оснований переносить название адыга, адыги на какое-либо из племен Северо-Западного Кавказа, обитавших на этой территории с VI по XIV в. включительно, а тем более объединять под этим названием все средневековое население региона. По поводу происхождения известных по источникам в это время зихов, кашаков (жителей страны Каса или Касахия, касогов) и жителей страны Папагия в науке нет единого мнения, также не подтверждается и этнокультурное родство этих племён или народов. И уж тем более не выдерживает критики встречающийся в публикациях тезис о синонимичности этих этнонимов для периода VIII-XII вв. Тем не менее, очевидно, что эти племена могли участвовать в этногенезе адыгов позднего Средневековья. Иными словами, племена зихи, кашаки (касахи, касоги) и папаги не являются адыгскими племенами, но могли быть в числе предков адыгов. Зихи известны по письменным источникам с I в. до н.э. и упоминаются в текстах древних и средневековых авторов до конца XV столетия. На протяжении полутора тысячелетий содержание этнонима претерпело значительные изменения. Со времён Страбона и до X в. зихи были известны как племя или племена, населявшие Северо-Восточное Причерноморье. Видимо, именно в таком значении зихи упоминаются в «Кембриджском анониме» под именем Зибус. В середине X в. Константин Багрянородный зафиксировал заметное расширение территории проживания зихов, отметив их присутствие не только на побережье, но и внутри материка — в Закубанье. Расселение зихов в X в. в низовьях Кубани, откуда их вытеснили половцы, косвенно подтверждает сообщение грузинского автора конца XI в. Джуаншера Джуаншериани, описавшего последствия появления половцев в прикубанских степях, когда «гурки потеснили пачаников и джиков (печенегов и зихов. — И. Д.). Пачаники ушли на запад, а джики осели у пределов Абхазии». В 30-х годах XIII в. католические миссионеры называют Сихией Тамань с центром в Матрике, но речь идёт, видимо, о Зихской епархии, а не о племенной территории зихов. Рубрук отдельно упоминает Зихию и отдельно черкесов, занимавших предгорья Большого Кавказа и соседствовавших с аланами. И наконец, в труде генуэзца Джорджио Интериано, составленном в конце XV в., зихи и черкесы представлены как экзоэтнонимы адыгов: «Зихи — называемые так на языках: простонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — “адига”». По археологическим материалам прослеживается некоторая обособленность зихов от племён зоны степей и предгорий Закубанья. Это обособленное развитие могло быть обусловлено не только определенной исторической конъюнктурой (раннесредневековая история зихов проходила под знаком религиозного, политического и культурного влияния Византии и особенно Абхазии, тогда как население Закубанья в большей степени было зависимо от Хазарии и испытывало заметное влияние Алании), но и особенностями этногенеза родственных племён побережья и внутренних районов Западного Кавказа, которые традиционно априорно рассматриваются в историографии как общие прямые предки современных адыгов. Как показало изучение этимологии этнонима зихов, нет полной уверенности в том, что греческого Zoyoi, Zixxoi исконно обозначали именно адыгов, ясно лишь, что речь идёт о носителях адыго-абхазских языков. Чёткое различие причерноморских и закубанских автохтонных племён, прежде всего на уровне самоидентификации, характерно для всех периодов их истории. Поздние источники XVIII — начала XIX в. относят причерноморские субэтносы шапсугов, натухайцев, абадзехов не к числу адыгских «племен», а к абхазо-абазинскому этническому массиву и, как правило, до первой четверти XIX в. эти «племена» обобщённо обозначались «абазы». Черноморские субэтносы, в свою очередь, воспринимали себя обособленно от остальных адыгов. Как отмечал Л.И. Лавров, «мы стоим перед странным явлением, значительная часть черкесских племён (а именно: шапсуги, натухаджи, абадзехи, гуае, жаны, бжедуги и махоши) долгое время среди самих же черкесов не признавались черкесскими, а именовались абазинами. К абазинам же причисляли и народ убыхов, говоривший на особом языке». Сравнительное этнографическое исследование черноморских и кубанских адыгов и абхазо-абазинских народов (абхазов, убыхов и садзов) привело исследователей к выводу о наличии общего культурного пространства в рамках Черноморского побережья Северного Кавказа. Субъекты этого пространства вполне осознавали своё единство, но не в рамках адыгской или абхазо-абазинской общности, а в рамках специфического объединения, известного по источникам как «Агучипс». В своей работе, посвящённой историческому прошлому абазин, Л.И. Лавров в результате анализа письменных, топографических, антропонимических данных, а также сведений народных легенд ряда «племён» (шапсугов, жанеевцев, натухайцев, абадзехов, бжедугов, мохошей и др.) пришёл к выводу: «Перед нами некогда значительный народ (абазины. — И. Д.), который в течение примерно пяти последних веков непрерывно уменьшался в числе. Это уменьшение происходило не столько за счёт истребительных войн с соседями (хотя таковые, конечно, были), сколько за счёт ассимиляции с черкесами, добрая половина которых должна быть признана потомками абазин».

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #абадзехи #шапсуги

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х