Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Проблема идентификации черкесов на Ближнем Востоке

Проблема идентификации черкесов на Ближнем Востоке

Проблема идентификации черкесов на Ближнем Востоке
История
zafe
Фото: Адыги.RU
11:25, 28 июль 2021
125
0
с началом правления Мустафы Кемаля и вплоть до окончания 2-й мировой войны положение черкесов в Турции было незавидным, закрывались все черкесские организации и школы, черкесов вынуждали отказаться от родовых имен и принять турецкие фамилии, а роль черкесов в истории Османской империи замалчивалась. В настоящее время в Турции действует разветвленная сеть северокавказских, и в том числе черкесских общественных организаций. Наиболее известны из них «Анкарское черкесское общество», «Кавказское культурное общество», «Бурсское черкесское общество», «Общество имени шейха Шамиля», «Совет объединенного Кавказа», «Узуняй-линское Кавказское общество культуры и взаимопомощи» и др. Деятельность этих организаций направлена на сохранение своей этнической культуры, а также на развитие связей с республиками Северного Кавказа. Так, например, в
Проблема идентификации черкесов на Ближнем Востоке

с началом правления Мустафы Кемаля и вплоть до окончания 2-й мировой войны положение черкесов в Турции было незавидным, закрывались все черкесские организации и школы, черкесов вынуждали отказаться от родовых имен и принять турецкие фамилии, а роль черкесов в истории Османской империи замалчивалась.

В настоящее время в Турции действует разветвленная сеть северокавказских, и в том числе черкесских общественных организаций. Наиболее известны из них «Анкарское черкесское общество», «Кавказское культурное общество», «Бурсское черкесское общество», «Общество имени шейха Шамиля», «Совет объединенного Кавказа», «Узуняй-линское Кавказское общество культуры и взаимопомощи» и др. Деятельность этих организаций направлена на сохранение своей этнической культуры, а также на развитие связей с республиками Северного Кавказа. Так, например, в «Кавказском культурном обществе» действуют курсы черкесского языка (кабардинского и абадзехского) для детей. Функционируют кружки народных черкесских танцев и гармоники. Регулярно проводятся различные круглые столы, конференции и лекции, посвященные проблемам истории народов Северного Кавказа и зарубежной черкесской диаспоры. Самыми известными являются ежегодные мероприятия, которые проводятся 21 мая, и посвящаются окончанию завоевания Россией Кавказа и массовому переселению черкесов в Османскую империю, которое представители этой диаспоры называют «великим изгнанием черкесов».

Немаловажен тот факт, что проблема идентификации черкесов как самостоятельной этнокультурной группы в Турции по-прежнему актуальна. Сегодня в Турции родным языком владеет лишь небольшой процент черкесов (примерно 10%), в основном старшее поколение. Так, общественная организация «Инициатива прав черкесов» в 2011 г. в Анкаре организовала акцию протеста, которая требовала права черкесов получать образование в Турции на родном языке. Лозунги этой акции звучали, как: «Мы требуем образования на черкесском!», «Тот, кто потеряет язык, потеряет все!» и «Да здравствует наша борьба за сохранение черкесской идентичности!». Среди требований черкесов важное место занимает вопрос о создании СМИ на черкесском языке. Важно отметить, что турецкое правительство не препятствует развитию и деятельности северокавказских общественных организаций и даже зачастую идет им навстречу. Так, в 2014 г. в Университете Дюздже открылось первое отделение черкесского языка и литературы. Черкесы представлены в политических партиях страны, в т.ч. в Партии справедливости и развития.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)