Как чувствуют себя черкесы Турции?
Огромное значение уделяется турецкими черкесами развитию отношений Турции с республиками Северного Кавказа, а следовательно, и с Россией в целом. Так, именно черкесская диаспора лоббирует признание независимости Абхазии и Южной Осетии, развитие экономических связей и вложение инвестиций в Абхазию и республики Северного Кавказа, переводит в политическую плоскость вопросы новых кавказских мухаджиров («беженцев» из Чечни и Дагестана, черкесов Сирии) и привлекает международное внимание к их положению.
Заинтересованность черкесов в поддержании связей с Северным Кавказом превращает их в активных сторонников сохранения и улучшения российско-турецких отношений. Этим объяснялись попытки черкесской диаспоры повлиять на турецкое руководство в вопросе урегулирования кризиса в российско-турецких отношениях, возникшего после того, как в 2015 г. турецкой стороной в Сирии был сбит российский военный самолет СУ-24. Тогда черкесы возложили на себя функцию «моста дружбы» между Россией и Турцией.
Немаловажен в данном случае тот факт, что только поддержание связей с Северным Кавказом позволяет черкесам Турции бороться с процессами ассимиляции в диаспоре. Ключевую роль играет сохранение, а чаще возрождение родных языков, поскольку 70% диаспоры не знает черкесского (кабардинского, адыгейского) языка и фактически не имеет собственных квалифицированных преподавателей. Кроме того, при поддержке турецкого правительства в последние годы отдельная группа турецких черкесов реализует программу перевода преподавания черкесского языка в Турции на латиницу, что в перспективе еще более усилит ассимиляцию .
В этих условиях наиболее желаемой стратегией сохранения своей этнической идентичности и культуры видится черкесам возвращение на историческую родину, а при невозможности ее реализации — развитие максимально интенсивных контактов.
В итоге, для достижения своих требований и целей турецкие черкесы начали формировать собственную «этническую» политику. Помимо протестной активности, включающей демонстрации, шествия, митинги7, а также лоббистских встреч, переговоров, информационной деятельности через публикации в черкесских (турецкоязычных) изданиях и сети Интернет, черкесы начали принимать непосредственное участие в политической борьбе.
Источник