Черкесские организации Турции, Иордании и Сирии
Турция
Северокавказские общественные организации выполняют коммуникативно-интеграционные функции. Они представляют собой центры, места сборов представителей северокавказских диаспор. В зданиях этих организаций представители разных возрастных групп северокавказских диаспор получают возможность знакомства и общения друг с другом, что имеет немаловажное значение в условиях больших городов среди доминирующего турецкого населения. К наиболее важным функциям этих обществ следует отнести их культурно-образовательные функции: деятельность по обучению родным языкам, этническим обычаям и традициям, народным танцам. С 2004 г. руководство Турции также предоставило этническим меньшинствам право на преподавание родных языков в учебных заведениях и их использование в средствах массовой информации. Каждую неделю по четвергам на одном из турецких
Северокавказские общественные организации выполняют коммуникативно-интеграционные функции. Они представляют собой центры, места сборов представителей северокавказских диаспор. В зданиях этих организаций представители разных возрастных групп северокавказских диаспор получают возможность знакомства и общения друг с другом, что имеет немаловажное значение в условиях больших городов среди доминирующего турецкого населения. К наиболее важным функциям этих обществ следует отнести их культурно-образовательные функции: деятельность по обучению родным языкам, этническим обычаям и традициям, народным танцам. С 2004 г. руководство Турции также предоставило этническим меньшинствам право на преподавание родных языков в учебных заведениях и их использование в средствах массовой информации. Каждую неделю по четвергам на одном из турецких государственных телеканалов транслируют передачи на кабардинском языке с турецкими субтитрами.
В Сирии черкесы представлены тремя субэтническими группами: абадзехами, бжедугами и кабардинцами. В 1927 г. группа Самгуга основала в Кунейтре «Черкесское общество образования и единения» («Адыгэ гъэсэн зыныгъэ хасэ»); в 1948 г. в Дамаске основана общественная организация «Черкесское благотворительное общество» («Адыгэ ф1ыщ1э хасэ»). Они осуществляли деятельность, направленную на сохранение родного языка и обычаев; способствовали развитию национальной литературы; добивались создания черкесской автономии в Сирии. До настоящего времени черкесам в Сирии во многом удавалось сохранить и родной язык [Кушхабиев, 2007: 177].
В Иордании так же, как и в Сирии, не произошло полной внутриэтнической консолидации черкесов. В настоящее время там проживают представители четырех субэтнических групп: кабардинцы, бжедуги, абадзехи и шапсуги. Были созданы такие организации, как «Черкесское благотворительное общество» («Адыгэ ф1ыщ1э хасэ»), основанное в 1932 г. в Аммане; «Женский отдел» («Ц1ыхубз хасэ»), созданый в 1971 г., проводивший работу по оказанию помощи с трудоустройством черкесским женщинам. В Аммане также изданы несколько учебников по родному языку, черкесско-арабский разговорник и словарь («Япэ адыгэб-зэ-хьэрыпыбзэ зэрызэбгъэщ1эн псэлъалъэ». Амман, 1988; «Япэ адыгэ-хьэрып псэлъалъэ». Амман, 1988.) [Кушхабиев, 2007: 178].
В Сирии черкесы представлены тремя субэтническими группами: абадзехами, бжедугами и кабардинцами. В 1927 г. группа Самгуга основала в Кунейтре «Черкесское общество образования и единения» («Адыгэ гъэсэн зыныгъэ хасэ»); в 1948 г. в Дамаске основана общественная организация «Черкесское благотворительное общество» («Адыгэ ф1ыщ1э хасэ»). Они осуществляли деятельность, направленную на сохранение родного языка и обычаев; способствовали развитию национальной литературы; добивались создания черкесской автономии в Сирии. До настоящего времени черкесам в Сирии во многом удавалось сохранить и родной язык [Кушхабиев, 2007: 177].
В Иордании так же, как и в Сирии, не произошло полной внутриэтнической консолидации черкесов. В настоящее время там проживают представители четырех субэтнических групп: кабардинцы, бжедуги, абадзехи и шапсуги. Были созданы такие организации, как «Черкесское благотворительное общество» («Адыгэ ф1ыщ1э хасэ»), основанное в 1932 г. в Аммане; «Женский отдел» («Ц1ыхубз хасэ»), созданый в 1971 г., проводивший работу по оказанию помощи с трудоустройством черкесским женщинам. В Аммане также изданы несколько учебников по родному языку, черкесско-арабский разговорник и словарь («Япэ адыгэб-зэ-хьэрыпыбзэ зэрызэбгъэщ1эн псэлъалъэ». Амман, 1988; «Япэ адыгэ-хьэрып псэлъалъэ». Амман, 1988.) [Кушхабиев, 2007: 178].
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?