Янал Хатк: «Положение черкесов в Иордании необходимо использовать во взаимоотношениях с исторической родиной».
Иордания
Черкесская диаспора в Иордании представляет собой пример развития этнической группы в условиях достаточно благоприятных для сохранения национальной идентичности. Здесь она начала формироваться сразу после Кавказской войны. Сегодня черкесская община занимает прочные позиции в социально-экономической и политической жизни Иордании и пользуется поддержкой руководства страны. О царящих настроениях и положении дел среди иорданских черкесов мы поговорили с Яналом Хатк, вице-президентом Международной черкесской культурной академии (полное интервью можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/BktdnbhZAG8 ).
Черкесская диаспора в Иордании представляет собой пример развития этнической группы в условиях достаточно благоприятных для сохранения национальной идентичности. Здесь она начала формироваться сразу после Кавказской войны. Сегодня черкесская община занимает прочные позиции в социально-экономической и политической жизни Иордании и пользуется поддержкой руководства страны. О царящих настроениях и положении дел среди иорданских черкесов мы поговорили с Яналом Хатк, вице-президентом Международной черкесской культурной академии (полное интервью можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/BktdnbhZAG8 ).
Черкесский народ в Иордании, как и другие народы подвержены социальной стратификации. При этом есть иорданские черкесы, соблюдающие свои национальные традиции, и те, кто утратил этническую идентификацию. Присутствуют люди, которые сохранили адыгейский язык и те, кто перестал на нем разговаривать. Но среди последних появилось много людей, пытающихся заново выучить родной язык. Есть черкесы, которые надеются и желают вернуться на историческую родину, а другие наоборот. Все происходит также как и у любого другого народа, живущего в мухаджирстве или диаспоре. Конечно, проживая вне исторической родины, черкесы создали общественные организации с их плюсами и минусами, играющие большую роль в жизни черкесского общества. У меня есть надежда, что наша молодежь останется частью черкесского народа и именно на черкесских организациях лежит большая ответственность за сохранение их этнической идентификации, за развитие связей с исторической родиной.
Мы не можем говорить о каждой черкесской организации, но в общем и целом они пытаются сохранить черкесскую сущность в диаспоре. В Иордании действует «Черкесское благотворительное общество» с его филиалами, «Клуб черкесской молодежи», «Клуб Аль-Ахли», «Общество друзей Северного Кавказа», «Адыгейская (черкесская) международная академия наук», «Международная черкесская культурная академия», «Клуб выпускников Нальчика».
Между данными организациями осуществляются тесные контакты. Иногда возникают разногласия между представителями разных общественных структур. Однако Совет старейшин и «Черкесское благотворительное общество» смогли объединить усилия всех организаций, чтобы успешно проводить в диаспоре различные мероприятия. К примеру, День памяти и скорби, Черкесский новый год, День адыгейского языка, День черкесского костюма и другие мероприятия, которые я лично считаю больше культурными. Однако в вопросах, затрагивающих черкесское национальное движение, необходима большая работа со стороны черкесских организаций в диаспорах и на исторической родине.
В связи с тем, что «Черкесское благотворительное общество» является старейшей организацией в Иордании, она имеет особенность представлять интересы всех местных черкесов, у которых имеется ряд особенностей во взаимоотношениях с иорданцами разного происхождения. Так как иорданские черкесы являются неотъемлемой частью данного государства, они имеют полную свободу самовыражения без каких-либо политических ограничений. Не буду называть имена, но в некоторых странах черкесы находились в трудном положении. Однако в Иордании человек может свободно открыть свою организацию, иметь право говорить, что ты адыг, заниматься своим языком, иметь свою школу, поднимать родной флаг, жить по национальным традициям и обычаям. Подобное положение предоставило некую особенность черкесам в Иордании, которую, по моему мнению, необходимо использовать во взаимоотношениях диаспоры с исторической родиной. Эта особенность и свобода выражения должны быть использованы для объединения усилий черкесов диаспоры с исторической родины.
К сожалению, результат любого вопроса зависит от конкретных людей, а не от организаций. Например, «Международная черкесская ассоциация» сформулировала решение, касающееся черкесов Иордании и диаспоры. Однако конкретный человек не заинтересован вникать в эти вопросы и ему не интересно, что было на заседании Ассоциации. В дальнейшем возникает недопонимание во взаимоотношениях иорданских черкесов с «Международной черкесской ассоциацией». Существуют недостатки в донесении информации до всех черкесских обществ в диаспорах или на родине и до широкой общественности.
Есть черкесы, которые смотрят на вопрос репатриации скептически, они не хотят возвращаться на историческую родину, но также в обществе присутствует и другое мнение. Люди, желающие переехать на Северный Кавказ, делятся на две части - первые хотят вернуться и жить в составе Российской Федерации и внутри Черкесских Республик. Другие заявляют, что переедут на родину после создания Черкесского государства. Также в черкесской диаспоре Иордании присутствуют люди, желающие находиться в конфронтации с Россией, но и те, кто хочет наладить взаимодействие с российской стороной. К сожалению, черкесы, проживающие в Турции, Сирии, Иордании или даже в Америке, потеряны в том, что касается достижения важных решений для их существования. Нужна большая работа в диаспорах, и мы не говорим, что одна сторона правильная или неправильная, это все личное мнение.
СМИ, освещающие черкесскую проблематику, играют важную роль, но их работа в Иордании остается пока на индивидуальном и личном уровне. Черкесская молодежь Иордании и местные организации недостаточно работают на данном направлении, и я уверен, что канал «Нарт-ТВ» является нашим источником донесения различных мнений до черкесов, проживающих на исторической родине и в диаспорах.
Расскажи о черкесской диаспоре в Иордании, кто ее представляет.
Черкесский народ в Иордании, как и другие народы подвержены социальной стратификации. При этом есть иорданские черкесы, соблюдающие свои национальные традиции, и те, кто утратил этническую идентификацию. Присутствуют люди, которые сохранили адыгейский язык и те, кто перестал на нем разговаривать. Но среди последних появилось много людей, пытающихся заново выучить родной язык. Есть черкесы, которые надеются и желают вернуться на историческую родину, а другие наоборот. Все происходит также как и у любого другого народа, живущего в мухаджирстве или диаспоре. Конечно, проживая вне исторической родины, черкесы создали общественные организации с их плюсами и минусами, играющие большую роль в жизни черкесского общества. У меня есть надежда, что наша молодежь останется частью черкесского народа и именно на черкесских организациях лежит большая ответственность за сохранение их этнической идентификации, за развитие связей с исторической родиной.
В этом состоит цель черкесских организаций?
Мы не можем говорить о каждой черкесской организации, но в общем и целом они пытаются сохранить черкесскую сущность в диаспоре. В Иордании действует «Черкесское благотворительное общество» с его филиалами, «Клуб черкесской молодежи», «Клуб Аль-Ахли», «Общество друзей Северного Кавказа», «Адыгейская (черкесская) международная академия наук», «Международная черкесская культурная академия», «Клуб выпускников Нальчика».
Как эти организации взаимодействуют друг с другом?
Между данными организациями осуществляются тесные контакты. Иногда возникают разногласия между представителями разных общественных структур. Однако Совет старейшин и «Черкесское благотворительное общество» смогли объединить усилия всех организаций, чтобы успешно проводить в диаспоре различные мероприятия. К примеру, День памяти и скорби, Черкесский новый год, День адыгейского языка, День черкесского костюма и другие мероприятия, которые я лично считаю больше культурными. Однако в вопросах, затрагивающих черкесское национальное движение, необходима большая работа со стороны черкесских организаций в диаспорах и на исторической родине.
Какова сейчас роль «Черкесского благотворительного общества» в черкесской диаспоре и во взаимоотношениях с исторической родиной?
В связи с тем, что «Черкесское благотворительное общество» является старейшей организацией в Иордании, она имеет особенность представлять интересы всех местных черкесов, у которых имеется ряд особенностей во взаимоотношениях с иорданцами разного происхождения. Так как иорданские черкесы являются неотъемлемой частью данного государства, они имеют полную свободу самовыражения без каких-либо политических ограничений. Не буду называть имена, но в некоторых странах черкесы находились в трудном положении. Однако в Иордании человек может свободно открыть свою организацию, иметь право говорить, что ты адыг, заниматься своим языком, иметь свою школу, поднимать родной флаг, жить по национальным традициям и обычаям. Подобное положение предоставило некую особенность черкесам в Иордании, которую, по моему мнению, необходимо использовать во взаимоотношениях диаспоры с исторической родиной. Эта особенность и свобода выражения должны быть использованы для объединения усилий черкесов диаспоры с исторической родины.
Хорошо, что существующее положение дел в Иордании дает нам возможность принимать лидерские решения в отношениях с зарубежной черкесской диаспорой и во взаимодействии с исторической родиной. Но для принятия конкретных решений должна формулироваться
политическая позиция и мнение. Как это происходит в «Черкесском благотворительном обществе»?
политическая позиция и мнение. Как это происходит в «Черкесском благотворительном обществе»?
К сожалению, результат любого вопроса зависит от конкретных людей, а не от организаций. Например, «Международная черкесская ассоциация» сформулировала решение, касающееся черкесов Иордании и диаспоры. Однако конкретный человек не заинтересован вникать в эти вопросы и ему не интересно, что было на заседании Ассоциации. В дальнейшем возникает недопонимание во взаимоотношениях иорданских черкесов с «Международной черкесской ассоциацией». Существуют недостатки в донесении информации до всех черкесских обществ в диаспорах или на родине и до широкой общественности.
Хочу тебя спросить о настроениях среди черкесов в Иордании, даже если они оказывают небольшое воздействие на формирование черкесской позиции.
Есть черкесы, которые смотрят на вопрос репатриации скептически, они не хотят возвращаться на историческую родину, но также в обществе присутствует и другое мнение. Люди, желающие переехать на Северный Кавказ, делятся на две части - первые хотят вернуться и жить в составе Российской Федерации и внутри Черкесских Республик. Другие заявляют, что переедут на родину после создания Черкесского государства. Также в черкесской диаспоре Иордании присутствуют люди, желающие находиться в конфронтации с Россией, но и те, кто хочет наладить взаимодействие с российской стороной. К сожалению, черкесы, проживающие в Турции, Сирии, Иордании или даже в Америке, потеряны в том, что касается достижения важных решений для их существования. Нужна большая работа в диаспорах, и мы не говорим, что одна сторона правильная или неправильная, это все личное мнение.
Какова роль СМИ во всем том, о чем мы с тобой говорили? Особенно тех медиа, которые направлены за пределы Иордании и на формирование позиций черкесов по национальному вопросу.
СМИ, освещающие черкесскую проблематику, играют важную роль, но их работа в Иордании остается пока на индивидуальном и личном уровне. Черкесская молодежь Иордании и местные организации недостаточно работают на данном направлении, и я уверен, что канал «Нарт-ТВ» является нашим источником донесения различных мнений до черкесов, проживающих на исторической родине и в диаспорах.
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?