Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Самые интересные венгерские сабли из дрезденской Рюсткамеры (XVI век)

Самые интересные венгерские сабли из дрезденской Рюсткамеры (XVI век)

Самые интересные венгерские сабли из дрезденской Рюсткамеры (XVI век)
История
zafe
Фото: Адыги.RU
09:09, 22 июнь 2020
882
0
Венгерские сабли - отдельная группа длинноклинкового оружия, которая сформировалась как попытка осмыслить и приспособить восточную (османскую) саблю к навыкам европейских воинов. Получилось, на мой взгляд не очень удачно, во всяком случае, сравнивая (функционально) лучшую османскую саблю с лучшей венгерской, я бы выбрал османскую. Тем не менее, венгерские сабли стали основой для возникновения собственно европейской сабли: именно от нее пошли практически все легкокавалерийские сабли Европы (как и сама легкая кавалерия как подвид европейской кавалерии пошла с отрядов венгров на службе европейским коронам). Даже поляки с их любовью к собственной "лучшей в мире" сабле признают, что венгерская сабля таки первая (правда, некоторые особо любящие саблю польскую называют венгерскую саблю "венгерско-польской"). Эти сабли неплохо
Самые интересные венгерские сабли из дрезденской Рюсткамеры (XVI век)

Венгерские сабли - отдельная группа длинноклинкового оружия, которая сформировалась как попытка осмыслить и приспособить восточную (османскую) саблю к навыкам европейских воинов. Получилось, на мой взгляд не очень удачно, во всяком случае, сравнивая (функционально) лучшую османскую саблю с лучшей венгерской, я бы выбрал османскую. Тем не менее, венгерские сабли стали основой для возникновения собственно европейской сабли: именно от нее пошли практически все легкокавалерийские сабли Европы (как и сама легкая кавалерия как подвид европейской кавалерии пошла с отрядов венгров на службе европейским коронам). Даже поляки с их любовью к собственной "лучшей в мире" сабле признают, что венгерская сабля таки первая (правда, некоторые особо любящие саблю польскую называют венгерскую саблю "венгерско-польской"). Эти сабли неплохо представлены в разных музеях мира, и некоторые образцы будут описаны здесь.

1. "Баторовка" (ок. 1580 года).

По легенде, она принадлежала королю Венгрии (1571) и Польши (1575) Стефану Баторию, а в дрезденский арсенал попала в 1606 году (была куплена за 36 талеров). Однако, скорее всего такая атрибуция связана с наличием изображения короля на клинке. Такие сабли были очень популярны в указанный период на территории этих стран, получив из-за рисунка соответствующее наименование - "баторовка". Никаких других источников, подтверждающих связь сабли именно с королем, нет.

Сабля имеет однолезвийный клинок средней кривизны, который отчетливо расширяется к боевому концу, образуя что-то вроде елмани (такое же расширение можно встретить, например, на британской сабле легкой кавалерии обр. 1796 года). Расширение начинается ближе к боевому концу. Клинок рубящий, но форма острия допускает укол. Клинок имеет один широкий дол и один узкий долик вдоль обуха. Эфес состоит из гарды в виде креста и одного уса перекрестья, который находится на черене. Овальной формы черен деревянный, обтянут кожей и обвит проволокой, имеет отверстие для темляка. Обращает на себя внимание характерно венгерское скошенное плоское навершие и накладки на черене, имевшиеся еще на ранних кочевнических саблях. Вероятно, эфес не боевой: металлические детали выполнены из позолоченного серебра и украшены гравировкой. Ножны деревянные, обтянуты кожей, Прибор ножен выполнен из позолоченного серебра с гравировкой и состоит из устья, двух колец для подвеса и защитного колпачка (стакана).

Общая длина оружия 102,5 см, длина клинка 90,6 см, вес 998 г.

2. Венгерская сабля турецкого янычара (вторая половина XVI века).
[img]"[/img]

Эта сабля интересна в первую очередь своей историей. Будучи изготовлена в Венгрии, она попала к янычару а, спустя некоторое время, снова оказалась в руках христиан: в 1602 году эту саблю вместе с другим османским снаряжением император Рудольф II подарил курфюрсту Саксонии Христиану II.

Сабля имеет отлично скопированный клинок османского килича (клыча): однолезвийный с изгибом, начинающимся ближе к последней трети клинка. Боевой конец оформлен в виде двулезвийной елмани, точка удара обозначна специальным приливом на обухе. Вдоль обуха идет узкий долик. В первой трети клинка сохранились специальные углубления, в которых крепились драгоценные камни. Рукоять типично венгерская. Железная гарда представляет собой крест с длинным перекрестьем, черен овальный, деревянный, обтянут кожей и перевит проволокой. Навершие плоское, скошенное, выполнено из позолоченного серебра. На навершии имеется арабская надпись "Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зюльфикара", девиза, очень популярного среди янычар. Ножны деревянные, обтянуты кожей.

Прибор ножен состоит из устья, трех обоймиц и наконечника, выполненных из позолоченного серебра и украшенных растительным орнаментом.

Общая длина оружия 95,5 см, длина клинка 84,9 см, вес 964 г.

3. Сабля курфюрста саксонского Августа (ок. 1569 года).
[img]"[/img]

Как считается, эта сабля была любимым оружием курфюрста августа Саксонского (1526 - 1586), который часто носил ее. Сабля была подарена курфюрсту бароном Фабианом фон Шёнайхом, который не раз воевал с османами и был посвящен в рыцари в 1547 году.

Сабля интересна в первую очередь клинком, который отражает представления генуэзских мастеров о восточной сабле (о том, что клинок изготовлен в Генуе, или Северной Италии, говорит характерное клеймо, две серпообразные зубчатые линии, которые на Кавказе получили наименование "челюсти" и "гурда). Клинок однолезвийный с довольно грубо (по сравнению с османскими клинками) двулезвийной елманью. Точка удара отмечена приливом на обухе. На плоскости имеются три узких долика, два из которых выведены в боевой конец.

Эфес образован гардой с весьма длинным крестом и перекрестьем, деревянным череном, обтянутым кожей и плотно обвитым серебярной позолоченной проволокой и характерно венгерским плоским навершием. Крест с перекрестьем стальные, завернуты в серебряную позолоченную пластину, украшенную гравировкой. Относительно гипертрофированно длинных креста и перекрестья существуют две основные версии: 1) мода; 2) длинными концами креста можно было выполнять удары в лицо противника в рукопашном бою, да и руку они защищали лучше.

Ножны деревянные, обтянуты кожей прибор серебряный, позолоченный состоит из навершия, обоймиц и наконечника (стакана).

Длина оружия 90,5 см, длина клинка 78 см, вес 1139 г.

4. Сабля с пистолетом (ок. 1565 года).
[img]"[/img]

Сабля имеет слабоизогнутый однолезвийный широкий клинок с одним широким, но неглубоким долом и двулезвийной елманью. Точка удара отмечена приливом на обухе, острие тесачного типа. Эфес образован железной гардой с крестом и одним усом перекрестья (вторым пожертвовали для монтажа пистолета). Черен овальный, деревянный, обтянут кожей, обвит проволокой. Навершие плоское.

Сабля интересна попыткой совместить холодное оружие с огнестрельным, для чего на ее клинке был смонтирован пистолет немецкого производства. Комбинированное оружие всегда было довольно популярным среди знати того периода, оно нередко вручалось в качестве подарка, а потому сегодня довольно хорошо представлено в коллекциях музеев. Но попытки поставить такое оружие на боевую службу успеха не имели: комбинированность, теоретически расширившая возможности оружия, практически снизили его боевую эффективность.

Ножны деревянные, обтянуты кожей, имеют расширение в верхней части для размещения пистолета.

Сабля была подарена курфюосту Саксонскому Августу в 1565 году.

Длина оружия 92 см, ширина 3,8 см, вес 1369 г.

5. Венгерская сабля с османским клинком (ок. 1666 года).
[img]"[/img]

Эта богато украшенная сабля была подарена курфюрсту Саксонскому Иоганну Георгу II (1613 - 1680) главным сборщиком налогов Лейпцига Кристианом Амелунгом. Как она попала в руки к нему - неизвестно, но следует отметить, что всего за два года перед этим закончилась очередная война с Турцией.

Клинок сабли представляет собой прекрасный образец османского килича: он плавно сужается к боевому концу, который выполнен в форме елмани. Изгиб начинается практически у последней трети клинка в самом оптимальном для рубящего удара месте. Клинок однолезвийный, с одним неглубоким широким долом. Можно сравнить этот клинок тс венгерскими и генуэзским, чтобы понять разницу.

Рукоять типично венгерская. Состоит из серебряной позолоченной гарды в форме креста и перекрестья, деревянного черена, обтянутого кожей и плотно обвитого серебряной проволокой. Навершие серебряное, позолоченное.

Ножны деревянные, обтянуты кожей, прибор ножен серебярный, позолоченный состоит из устья, обоймиц и наконечника.

О лучших восточных саблях из дрезденской Рюсткамеры можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)