Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Культура » Эпоха возрождения золотого шитья и ее инновации

Эпоха возрождения золотого шитья и ее инновации

Эпоха возрождения золотого шитья и ее инновации
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
10:10, 18 сентябрь 2018
4 283
0
Богатейшая и своеобразная традиционная культура адыгов изучена до сих пор неравномерно. Радикальные изменения во всех сферах жизни, происходящих в стране в целом и в Чечне в частности, породили сложную социокультурную ситуацию. С одной стороны, не ослабевает интерес к западной массовой культуре, с другой – наблюдается большой интерес к собственным национальным духовным ценностям и материальной культуре. Несмотря на повышенный интерес в современной Чечне к традиционной культуре, все же совершенно неисследованными до сих пор остаются важнейшие пласты, в том числе и золотошвейное искусство чеченцев.
Эпоха возрождения золотого шитья и ее инновации
Богатейшая и своеобразная традиционная культура адыгов изучена до сих пор неравномерно. Радикальные изменения во всех сферах жизни, происходящих в стране в целом и в Чечне в частности, породили сложную социокультурную ситуацию. С одной стороны, не ослабевает интерес к западной массовой культуре, с другой – наблюдается большой интерес к собственным национальным духовным ценностям и материальной культуре. Несмотря на повышенный интерес в современной Чечне к традиционной культуре, все же совершенно неисследованными до сих пор остаются важнейшие пласты, в том числе и золотошвейное искусство чеченцев.

Народы, как и отдельные личности, имеют свое лицо, свой физический и духовный облик, свою неповторимую историю и культуру. Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не будет никогда уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Соприкосновение с народным искусством, традициями, историей родного края участие его в народных праздниках духовно обогащают человека, поддерживают его интерес к прошлому и настоящему, воспитывают чувство патриотизма.
Адыгское народное декоративно-прикладное искусство весьма самобытно. Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. С древнейших времен адыги постоянно поддерживали широкие торгово-экономические и культурные связи со многими странами что, оказало определенное влияние на развитие их декоративно-прикладного искусства. Оно впитало в себя отдельные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но это заимствование не было механическим: чужеродные элементы подвергались творческой переработке и органически слились с народным искусством адыгов.
Золотому шитью, как одному из важнейших видов декоративно-прикладного искусства адыгов, стали классические произведения этнографов-адыговедов М.К. Азаматовой, Е.М. Шиллинга, Б.Х. Мальбахова, Л.И. Лаврова, А.С. Кишева, Т.Д. Равдоникас, Е.Н.Студенецкой, М.М. Иваноковой, Н.К. Теучежа, М.Г. Куека и др.
Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.


Первое место по красоте и эффектности среди вышивок следует отвести шитью золотыми и серебряными нитками, известному под названием золотого шитья. Шитье золотом – работа довольно трудная, требующая тщательного исполнения, поэтому ею занимались большей частью в монастырях и специальных золотошвейных мастерских. До сих пор существовало мнение, что для безукоризненного исполнения этих работ шитье золотом нужно изучать, по крайней мере, в течение нескольких лет. В последнее время, когда этот вид рукоделия стал довольно популярным, придумали различные более легкие способы вышивания золотом, не требующие такого большого труда, как прежде. Материалы для шитья золотом теперь используются другие. Конечно, сейчас таких нитей из чистого серебра и золота, которые были в дореволюционной России, нет. Их заменили крученые и пряденые нитки с добавлением небольшого количества драгоценных металлов, реже встречаются металлизированные нитки. В нашей стране пряжу с золочением выпускает Денисовский завод, но лучшие нитки для золотого шитья – французские. В зависимости от техники шитье делают на атласе, шелке, бархате. Лучшие ткани для золотого шитья опять же импортного производства – итальянские, неплохи также французские и китайские. Главное требование к этим тканям – они должны быть очень прочными и достаточно толстыми. Для золотого шитья употребляют не только золотые и серебряные нити, но матовую и блестящую канитель (канитель – это тонкая проволочка, свитая спиралью).


Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка.
Орнамент, как и культура в целом, относится к типу открытых систем, способных воспринимать и перерабатывать поступающую извне информацию. Постоянные контакты между этносами неиз¬бежно вели к взаимодействию и обмену. Следовательно, в орна¬менте любого этноса наряду с этническими элементами всегда присутствовала сумма усвоенных инноваций. В силу же «консер¬вативности» традиционной культуры «инновационные мотивы» проходили длительный процесс адаптации, а впоследствии вос¬принимались уже как свои, этнически специфические.


Старинные секреты мастерства, старинные узоры для вышивки, секреты техники плетения и ткачества передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.
Поверхность золотого шитья «вприкреп», появившегося позже, напоминает засаженное поле. Здесь присутствует мотив сетки, которой у народов Кавказа приписывалась магическая сила.
Таким образом, можно выделить типы орнаментальных композиций и элементы орнамента – это роговидный завиток, круг, крест и другие. Все они сводятся к солнечному культу и позднее были сконцентрированы в золотошвейном орнаменте на адыгской женской одежде, являясь сугубо женскими оберегами. Обереговая функция этих элементов еще более подтверждается тем, что золотошвейные нашивки и плетения в малых количествах выполняются и на мужских вещах: башлыках, бурках, рукоятках плетей, луках седел, колчанах и др. Сформировались они в древнейшие времена, но сохранили свои функции, благодаря адекватности основному типу хозяйствования адыгского этноса – земледельческому.


Кресты устанавливались в священных рощах возле деревьев и там же проводились обряды жертвоприношений. В сущности, и дерево, и крест в разные эпохи отражали одни и те же представления. Таким же символом является женщина-богиня. У адыгов это «Жыг Гуащэ» - «дерево-богиня»; образы женщины, дерева и креста тождественны, и означают плодородие. Поэтому они сохранились до сегодняшнего дня в обряде вызывания дождя «хьэнцэгуащэ», когда участники носят деревянный крест, наряженный куклой, и распевают песни. Впоследствии крест, являвшийся древним культовым знаком, стал основой большинства орнаментальных композиций адыгского узора – на верхушках шапочек, на нарукавных подвесках, в углах пол кафтанчиков и платьев, на кисетах, сумочках и др. вещах. Как и крест, с солярным культом связан и другой элемент орнамента – роговидный завиток.
Можно сделать вывод, что роговидный завиток, присутствующий в орнаментах многих народов, происходит от символов божеств Солнца и плодородия. Как сами рога животных (в обрядовой атрибутике), так и изображения их в орнаменте были широко распространены и в культуре адыгов.
Особое место в золотошвейном деле занимало изготовление басонных изделий – шнуров, галунов – «шъагъэ», тесьмы – «уагъэ», кистей – «шъопс», шариков – «дэнлэч», плетеных подвесок и т.д. Также характерной особенностью золотого шитья адыгов было гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и создавало специфический стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.
Способы плетения басонных изделий имеют давние традиции и восходят к глубокой древности. В золотом шитье редко используется лишь один способ переплетения нитей.

Ни один народ мира в одной тесьме не применял столько разновидностей, сколько адыгские мастерицы басонного плетения. Это «уагъэ пIуакI» – плоская тесьма, «уагъэ хъурай» – круглая тесьма, «уагъэ зэтекI», «уагъэ зэгокI» – раздваивающаяся тесьма, «уагъэ зэхау» – сливающаяся тесьма, «цIыфитIу иуагъэ» – тесьма сделанная вдвоем, «уагъэ къолэн» – разноцветная тесьма, «уагъэ зэхэлъ» – плетение сутажа, «уагъэ лъэныкъорыгъаз» – односторонняя тесьма, «уагъэ зэпэчIнынатIэ» – плетение тесьмы в противоположные стороны (левосторонняя, правосторонняя), «уагъэ зэхэблагъ» – переплетающаяся тесьма.
Каждый вид тесьмы имел свое место в оформлении различных изделий со своим характером, фактурой и узорностью.
У адыгских золотошвей ценилось умение изготавливать дэнлъэч –
оплетенные пуговки, бусины, двигающиеся пуговицы-застежки, используемые в отделке, что свидетельствовало о высоком уровне мастерства. Как отмечают исследователи, наиболее популярным символом Вселенной у адыгов считается «дэнлъэч». Действительно в соответствии с содержанием слова «дэнлъэч» и обозначенным им форме и технологии плетения, данный знак отражает циклические представления адыгов о жизни и Вселенной.
Каждый элемент узора в золотошвейном искусстве наполнен определенным смыслом.
В старину золотошвеи, выполняя свою кропотливую работу, познавали народную мудрость, учились скромности, уважению к труду, жить в строгом соответствии с обычаями. Искусство развивало эстетический вкус девушки. До наших дней сохранились образцы творчества мастериц XIX— начала XX веков, они находятся в республиканском Национальном музее.
На протяжении многих веков культура адыгов славилась золотошвейным ремеслом, ставшим поистине искусством. Его расцвет пришелся на XVIII—XIX века. Золотыми и серебряными узорами украшались предметы быта, постельные принадлежности, различные аксессуары, национальные костюмы. В начале XX века вытесненное фабричными изделиями «золотое» искусство стало постепенно угасать, но не исчезло совсем.
Близко к ювелирному искусству стояло шитье золотом. Золотошвейные изделия адыгских мастериц поражали взоры современников, были известны далеко за пределами Северного Кавказа. Золотым шитьем украшались женские одежды, веера, кисеты, женские шапочки, настенные сумочки и другие предметы.
Золотошвейные украшения выполнялись золотыми или серебряными нитками по бархату или плотному сукну. Умение вышивать считалось большим достоинством девушки, что сказывалось на калыме за нее, который был гораздо выше обычного. В основе орнамента золотого шитья лежало сочетание ромбов, трилистника и завитков в виде турьих рогов. Золотошвейными предметами украшали жилище, стены домов, они бережно хранились и передавались по наследству. Вышивки в виде готовых орнаментальных деталей передавались из поколения в поколение вместе с металлическими украшениями. В декоре костюма каждый элемент вышивки что-то означал, например, принадлежность к роду, сословный статус невесты и т. д. [2, с. 16].


Человек, создававший прекрасные работы, был таким же гармоничным, как и его произведения. Посредством традиции золотого шитья естественным образом протекал процесс межпоколенной коммуникации, транслирующей эстетические ценности и практические умения от старших к младшим членам сообщества.
Можно говорить о том, что некоторым образом золотошвейное ремесло вписывается в контекст искусства и развлечения в традиционной культуре. Как любая творческая деятельность, золотое шитье с течением времени все более совершенствовалось (менялось содержание труда, соответственно, отношение к труду); сам процесс работы уже начинал приносить эстетическое удовольствие. Традиционно умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным для девушек из знатных семей.
Золотошвейные работы выполнялись, как правило, коллективно. Собираясь в тесном кругу, мастерицы старались всячески развлечь себя: нередко исполнение песен приносило не меньше удовольствия, чем эстетическое наслаждение от исполненной работы. Зачастую девушки развлекали себя повествованием сказаний и легенд. Использование некоторых видов техники золотого шитья (например, плетение басонных изделий, тканье галуна) привносило в работу даже элемент игры. Выполняя золотошвейные работы вышивальщицы соревновались в технике и качестве их исполнения, искусности орнамента, сопровождая процесс создания изделия обрядовыми играми. Иногда, находясь под действием такой атмосферы, первоначальный рисунок орнамента мог видоизменяться. Во время девичьих посиделок трудно было сказать, где заканчивается магия и мистерия и начинается театрально-зрелищная буффонада с песнями, танцами, шутками и играми, границы между ними были зыбки и условны. Таким образом, процесс изготовления костюма мог превращаться в процесс горизонтальной коммуникации, деятельностно и эмоционально сплачивающей этническое сообщество.
Постепенно, вырастая из не искусства, золотое шитье адыгов формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Со временем мастерство вышивальщиц и техника исполнения шитья достигли столь высокого уровня, что позволяет сегодня говорить об адыгском золотом шитье как об искусстве. Золотошвейное искусство продолжает возрождаться и в наше время. Преемственность в данном виде декоративно- прикладного искусства народа и одним из ярчайших представителей современного золотошвейного искусства выступает известный мастер золотого шитья, в совершенстве владеющих секретами древних мастеров Сафиет Сет (Панеш). По направлению Центра народной культуры окончила курсы золотого шитья в городе Нальчике, у известного мастера ДПИ Мастафова В.Б. Много лет вела работу по возрождению золотошвейного искусства в республике. Ее работы отличаются лаконизмом и совершенством форм. Она создала свою оригинальную композицию рисунка-орнамента, придающую ее вышивке ярко выраженное национальное своеобразие и индивидуальность. В ее исполнении мы можем любоваться оригинальными традиционными костюмами и множеством сувенирных изделий.
Созданные сегодня изделия, техника их исполнения, форма и орнамент, претендующие на определенную этническую специфику, часто не соответствуют традиционному облику аутентичных образцов, поэтому изучение старинных образцов золотого шитья как стилеобразующего фактора может сыграть не последнюю роль в развитии декоративно-прикладного искусства адыгов как значимого фактора художественной коммуникации, возникающего между художником и публикой, между публикой и окружающим миром.

Проблема возрождения адыгского прикладного искусства требует активизации художественно – краеведческой работы в национальных школах, создания различных кружков народного творчества, широкой пропаганды национальной культуры на уроках и во внеклассной работе.
Поэтому и возникла идея приобщить учащихся нашей школы к традиционным народным ремеслам, через создание объединения художественно – эстетической направленности «Сэтэнай», для реализации курса золотошвейного искусства адыгов.
К сожалению, сегодня в Адыгее искусство золотого шитья пришло в упадок, который начался ещё в XIX веке из-за активного использования вышитых предметов в быту, недолговечности материалов, применявшихся в вышивке. Поэтому очень остро стоит проблема возрождения традиций адыгейского прикладного искусства, в частности, золотой вышивки, которая являлась неотъемлемой частью украшения женского национального костюма. Решить эту проблему можно путём создания различных кружков народного творчества, пропаганды национальной культуры на уроках в школе и во внеклассной работе. Например, положительных результатов смогла добиться М. Ю. Хахук, учитель изобразительного искусства в средней школе №3 г. Адыгейска, которая проводит определённую работу среди школьников по возрождению традиций золотошвейной вышивки.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)