Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Литература » Отражение золотошвейного искусства в фольклоре адыгов (Героический эпос «Нарты»).

Отражение золотошвейного искусства в фольклоре адыгов (Героический эпос «Нарты»).

Отражение золотошвейного искусства в фольклоре адыгов (Героический эпос «Нарты»).
Литература
admin
Фото: Адыги.RU
09:49, 23 август 2018
1 463
0
Женщины – черкешенки издавна занимались золотошвейным искусством. Об этом писали и говорили все, кому приходилось бывать среди адыгов. В частности, Ксаверио Главани пишет о черкесских женщинах следующее: «Они очень искусны в вышивании и вообще сами делают все необходимое для дома, так что не имеют необходимости приобрести что-либо покупное». Искусству вышивать золотыми и серебряными нитями, ткачеству и плетению адыгские рукодельницы учились с раннего детства. Этим они занимались в течение многих лет. Для постижения секретов золотошвейного искусства, девочек из знатных семей отдавали в семьи, где жила прославленная мастерица.
Отражение золотошвейного искусства в фольклоре адыгов (Героический эпос «Нарты»).
Женщины – черкешенки издавна занимались золотошвейным искусством. Об этом писали и говорили все, кому приходилось бывать среди адыгов. В частности, Ксаверио Главани пишет о черкесских женщинах следующее: «Они очень искусны в вышивании и вообще сами делают все необходимое для дома, так что не имеют необходимости приобрести что-либо покупное»[1:154].
Искусству вышивать золотыми и серебряными нитями, ткачеству и плетению адыгские рукодельницы учились с раннего детства. Этим они занимались в течение многих лет. Для постижения секретов золотошвейного искусства, девочек из знатных семей отдавали в семьи, где жила прославленная мастерица.
Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам. Однако серьезно заниматься для себя данным видом искусства они не могли ввиду того, что много трудились на своих хозяев. И еще, что немаловажно, девушкам из бедных семей не под силу было приобрести дорогостоящие металлизированные золотые и серебряные нити, ткани, а также другие предметы, необходимые для данного вида ремесла. Материалы покупались у турецких купцов, с которыми в средневековье были налажены торговые связи с адыгами, но и это было под силу только богатым.
То, что золотошвейное искусство является, одним из древнейших видов адыгских ремесел говорит тот факт, что в героическом эпосе «Нарты» отражается оно. Так, в легенде об искуснейшей мастерице Сэтэнай описывается в тексте «Тыгъэр пщыхьэрэ къызфытеуцогорэр (Абздэхэ текст)» («Почему Солнце перед закатом приостанавливается»).

«Тыгъэр пщыхьапэм, зы лъэхъан горэм, къэуцугоу, ошъо чапэм заулэрэ зэрэщытым гу лъыптагъа?… Арэущтэу зыкIэхъурэр мары.
Сэтэнаерэ зы нарт шъошIэ Iялэрэ зэнэкъокъгъэх. Зым: «Зы мафэIе уанэ сшIын», – ыIугъ. Мафэ реным, шъхьажь зыфэгъэзагъэм ыужъ итэу, щысыгъэх.
Нарт Iялэр шъошIэ Iэзэ блэIигъэу щытыти, ишIэн зэIикъуи Iысыжьыгъэ.
Тыгъэр ошъо чапэм нэсыгъэу нэсыгъэу IофшIэнэу къыфэнагъэр тIэкIу ымыухыIоIе енэгуе зэхъум: – О Тыгъ, зэ укъызэтэуцуагъэемэ! – ыIуагъ Сэтэнае.
Алъэхъаным нартмэ аIорэр хъу хабзэти, тыгъэр тIэкIу къызэтеуцуи, идын къыпаплъэу зы шIыпIэ итыгъ.
Мафэм бэрэ зэтесыгъэти, Сэтэнае хьазэрэу пшъыгъэн, пэгъэн фае. Къэтэджи, лъэшэу зиукъудыий сэешIыгъаIер зыщылъи нарт Iялэр къыригъэплъыгъ.
– ЗэраIорэм утет, Сэтэнай! ШIоу бгъэшыгъэ! – нартым къыриIуагъ.
Ащ къыщегъэжьагъэу, пщыхьэрэ а уахътэм тыгъэр зихьэIе шэны фэхъугъэу къызэтеуцогозы, ошъо чапэм заулэрэ еты» [2;108].


«Вы когда-нибудь замечали, что Солнце перед заходом замирает на небосклоне и некоторое время стоит на месте? Это произошло так:
Поспорила однажды, Сэтэнай с нартом – шорных дел мастером. Сэтэнай сказала, что изготовит за день сшить «сай», а юноша – седло. Целый день работа в руках мастеров спорилась. Искусный шорник, закончив свою работу, сел положив новое седло от себя. Солнце клонилось к закату, отчаявшись, что до заката Солнце не успеет завершить свою работу, она с мольбой обратилась к Солнцу: «О Солнце, остановилось бы ты на одно мгновение!» В те времена исполнялись все желания нартов, и поэтому, услышав просьбу Сэтэнай, Солнце на миг остановилось и стояло на одном месте до тех пор, пока Сэтэнай не закончила свою работу. Увидев, как Сэтэнай встала и надела удивительный сай – «женское национальное платье адыгов», украшенный золотыми узорами невиданной красоты, молодой нарт сказал: «Ты достойна той славы, которая ходит о тебе, Сэтэнай! Никто не может сравниться с тобой в искусстве вышивания золотом.
С тех пор так уже повелось что, перед заходом Солнце, как бы задумавшись о тех далеких временах, приостанавливает свой ход и на некоторое время замирает на небосклоне». Этот отрывок показал, нам настолько нартовские девушки, женщины были большими рукодельницами. Они могли кроить, шить и вышивать за короткий срок.
Несмотря на древность адыгского золотошвейного искусства, почти все сохранившиеся произведения исследователи относят к XIX – началу XX веков. Причиной тому, на наш взгляд, недолговечность материалов, применявшихся в вышивке, активное использование вышитых предметов в быту, отсутствие условий хранения.
Адыгские мастерицы не придумывали орнамент, а брали образцы для своих вышивок из жизни. Каждый элемент узора в золотошвейном искусстве наполнен определенным смыслом. В архаичных формах орнамента, заложена информация о жизни и быте, традициях, привычках, нравах и обычаях народа. Следует отметить, что со временем рисунок становился схематичным, а смысл каждого его элемента постепенно утрачивался. Сначала орнамент употреблялся в магико-религиозных целях. Мотивы религиозного характера вышивали только на предметах быта: подчасниках, веерах, вешалках для полотенец, прошвах для подушек и постели, поскольку они играли роль оберега. Затем, развиваясь, он объединил в себе различные виды мотивов: линейно-геометрический, зооморфный, растительный и тамговый. Мастерица, выполняя свою работу, вписывала в орнамент родовую тамгу, желая обозначить, кому принадлежит данная вещь.
Отличительной особенностью адыгского золотого шитья от шитья других народов является то, что в старинной адыгской вышивке использовались такие технические приемы как: шитье «дышъэ идагъ» (в прикреп), «шъыхьар идагъ» (шитье по настилу или гладью), шитье по веревочкам, вышивка канителью, вышивка изготовленным вручную шнуром (или плетенной на пальцах тесьмой), ткачество на дощечках, плетение басонных изделий. У адыгских золотошвеек ценилось умение изготавливать дэнлъэч «шарики» – оплетенные пуговки, бусины, двигающиеся пуговицы-застежки, используемые, в отделке мужского костюма.
Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках. Мастерство черкешенок высоко ценилось. Им было достаточно посмотреть на человека, один раз, чтобы сшить черкеску без единого изъяна. Желая превознести мастерство швеи, адыги говорят: «Шыу гъогурыкIом бзыпхъэ трехы» («Снимает мерку с едущего всадника»).
Однако золотошвейное искусство имело не только положительное воздействие на воспитание девушек – усидчивости, терпеливости, умение находить в жизни прекрасное, но и отрицательное. Занятие вышивкой при плохом освещении отражалось на зрении мастерицы, в целом на здоровье.
С появлением в магазинах промышленных товаров значительно уменьшился спрос на изделия ручной работы. Мастера, чтобы сохранить интерес к своей продукции, старались совершенствовать свое творчество, используя фабричные ткани и парчовые нитки. В золотошвейном искусстве стали появляться инновации: бисер, блестки, новые элементы вещей и орнамента[2:219].
Тем не менее, золотое шитье из ремесла так и не приобрело статус промысла и производилось для внутреннего пользования.
В первые десятилетия XX века в аулах еще можно было встретить мастериц золотого шитья и их работы, но в дальнейшем оно фактически пришло в упадок, как и многие кустарные ремесла.
В начале 20-х годов XX века, после установления Советской власти на Северном Кавказе, стали организовываться кружки и школы кройки и шитья, рукоделия, ткачества. Наряду с ними стали появляться мастерские. Но в основном это были прядильно-ткацкие, бурочные и ковровые артели. Золотошвейное искусство стало вытесняться из торговых прилавок и как было домашним ремеслом, таким и оставалось. В 30-е годы XIX века в работах Е.М. Шиллинга и М. – К.З. Азаматовой сохранились некоторые сведения об искусстве золотого шитья. В 40-е годы золотошвейное искусство исчезает из быта адыгов.
В 1970-е годы Ю.М. Сташ, модельер-конструктор по образованию, попытался возобновить изготовление вышивок золотыми и серебряными нитями, но потерпел неудачу. И лишь вначале 1990-х гг. в Кабардино-Балкарии В. Б. Мастафовым была создана золотошвейная мастерская, где желающих могли обучаться золотому шитью и выполнять вышивки на заказ.
В Адыгее одним из ярчайших представителей современного золотошвейного искусства выступает известный мастер золотого шитья, в совершенстве владеющих секретами древних мастеров – Сафиет Сет (Панеш), которая закончила курсы золотого шитья у Мастафова В.Б. Проводя, мастер – классы, курсы по обучению этому виду декоративно-прикладного искусства, она передает секреты и тонкости золотого шитья своим ученикам – Атажаховой (Татлок) Сайхат, Джаримок Зурет, Чурмыш Рузане, Хабоховой Марьяне, Чич Фатиме, Гумовой Ларисе, Хот Светлане и т.д., на деле осуществляя принцип преемственности и развития художественных традиций, приобщая все больше талантливых людей к искусству золотого шитья.
В настоящее время, основы декоративно-прикладного искусства адыгов получают будущие модельеры-конструкторы – студентки МГГТК АГУ. Профессиональных золотошвей здесь не готовят, но дают азы способов отделки и декора одежды в лучших национальных традициях, позволяя при этом экспериментировать, создавая что-то свое, новое. При пошиве стилизованной одежды модельеры используют элементы золотого шитья: на воротничках, на поясе, на рукавах. Огромной популярностью пользуются у современных модниц дополнительные аксессуары к одежде изготовленные мастерицами: футляры для очков и мобильных телефонов, женские сумочки и косметички. На прилавках магазинов все чаще появляются изделия вышитые вручную. Благодаря стараниям энтузиастов, золотое шитье переживает свое второе рождение и становится одним из востребованных видов декоративно - прикладного искусства адыгов.

Атажахова С.Т.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)