ГЕНЕАЛОГИЯ

ГЕНЕАЛОГИЯ
История в лицах
zara
Фото: Адыги.RU
01:21, 11 июль 2011
4 390
0
Кто без родственников и оди-нок, тот и лук свой не найдет. Тот, у кого родня большая, и выпущенную стрелу найдет. Тюркская пословица «Бисмиллахи ар-рахмани-р-рахим. Муварихан-и атрак ва равийан-и чалак чинин такрир микунанд ки Нух алай-хи-с-салам чун руб'и маскун бар фарзандан кисмат микард пасар-и махин Иафас ра над зад Машрик ва Туркистан ва ан хухуд кард...» «Во имя Аллаха милостивого, милосерд¬ного! Тюркские историки и велеречивые передатчики со¬общают: когда пророк Ной (Нух), да будет мир над ним, делил обитаемую часть земли между своими сыновьями, то старшему сыну, которого звали Йафет (Йафас), он отдал восточные страны вместе с Туркестаном и тамошними кра¬ями» [Рашид ад-Дин, 1987 ].
ГЕНЕАЛОГИЯ
Кто без родственников и оди-нок, тот и лук свой не найдет. Тот, у кого родня большая, и выпущенную стрелу найдет. Тюркская пословица
«Бисмиллахи ар-рахмани-р-рахим. Муварихан-и атрак ва равийан-и чалак чинин такрир микунанд ки Нух алай-хи-с-салам чун руб'и маскун бар фарзандан кисмат микард пасар-и махин Иафас ра над зад Машрик ва Туркистан ва ан хухуд кард...» «Во имя Аллаха милостивого, милосерд¬ного! Тюркские историки и велеречивые передатчики со¬общают: когда пророк Ной (Нух), да будет мир над ним, делил обитаемую часть земли между своими сыновьями, то старшему сыну, которого звали Йафет (Йафас), он отдал восточные страны вместе с Туркестаном и тамошними кра¬ями» [Рашид ад-Дин, 1987 ]. У Йафета был сын Тогарма1. У Тогармы, согласно све¬дениям Иосифа, было 10 сыновей: Агийор (Авийор, или Уюр), Тир-с (Турис), Авар (Аваз), Угин (Угуз), Биз-л, Т-р-на, Хазар, Знур (Янур), Б-л-г-д (Б-л-г-р), Савир [Ко-ковцев, 1932, с. 74 ]. Среди имен десяти братьев-эпонимов нетрудно узнать названия народов, судьба которых нераз¬рывно связана с гуннами. Это угры, авары, барсилы, бол¬гары, савиры [Федоров и Федоров, 1978, с. 50]. Интерес к своему происхождению был присущ человеку изначально. Тюрки, как и многие другие народы, еще в эпоху родового строя, в устных преданиях сохраняли память об этногенезе своих предков и их героических подвигах. Представление об особой значимости кровного родства составляло важнейший элемент общественного сознания и культуры глубокой древности. В коллективной памяти на-рода сведения об истории предков, генеалогии2 рода сохра¬нялись и в последующие эпохи. А сейчас, на пороге XXI века, далеко не каждый может похвастать знанием своей родословной. Как правило, нам известны имена только прадедов... Между тем, каждая ро-дословная имеет свою историю, свою судьбу. «Род князей Урусовых, как показано в справках Мос-ковской Коллегии иностранных дел и Разрядного архивов и в родословных книгах, происходит от нагайских князей. Предок сего рода Абубек Киреев сын Док был владетелем, и потомки сего Абубека в древнейшие времена в Египте и в других местах были царями. Происшедший от сего рода князь Муса, владетель нагайских татар, оказал России вер-ность во время нападения на Казань трухменского князя Амгурчея. У сего князя Мусы были дети: князь Юсуп, от коего пошли Юсуповы, и князь Исмаил, который в царст-вование царя и великого князя Иоанна Васильевича рав-ным образом охранял Российские пределы от нападения крымцев и в верности России присягу учинил. Оный князь Исмаил имел сына князя Уруса, от коего произошли князья Урусовы...» [ОГДР, VI, с. 1 ]. Исследователь истории русских дворянских родов А.А.Бобринский пишет: «Князья Урусовы, подобно князьям Юсуповым и угасшим родам князей Шейдаковых, Кутумо-вых и Байтерековых, произошли от владетелей ногайских, родоначальником коих был знаменитый Едигей Мангит. Он был сперва одним из любимых полководцев Тамерлана, по¬том могущественным вельможею в Золотой Орде, победи¬телем Великого князя литовского Витольда на берегах Вор-склы в 1399 году, осаждал Москву и разорил Троицкую лавру в декабре 1407 г., наконец, сделался владетелем улу¬сов ногайских татар, кочевавших по обеим сторонам Волги от Казани до подошв гор Уральских, до Астрахани и до пределов Крыма. Едигею наследовал его сын Мурадин-мур-за, которого сменил Оказ-мурза. После Оказ-мурзы правил Муса-мурза, который заключил в 1489 г. договор дружбы и союза с Иоанном Великим. По кончине Мусы улусами но¬гайскими владел сын его, князь Юсуф, брат последнего, князь Исмаил, в 1556 г. убил Юсуфа, овладел улусами и в 1565 г. отправил в Москву обоих сыновей Юсуфа, от коих происходят нынешние князья Юсуповы. После Исмаила властвовал сын его, князь У рус, и заключил договор дружбы и союза с царем Иоанном IV в 1561 году. Многие из внуков Уруса принимали христианскую веру с титулом князей Уру¬совых. Бий-мурза, во св. крещении князь Петр Асланович, убил тушинского самозванца в 1610 году...» [1890, с. 479]. По именам, упоминающимся в родословной Урусовых, мы построим некую генеалогическую лестницу, каждая «сту¬пенька» которой расскажет о представителях этого рода.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)