Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Диаспора » Иордания » ОСОБЕННОСТИ ЧЕРКЕССКОЙ ОБЩИНЫ В ИОРДАНИИ В ПЕРИОД С 1878 ПО 2000 Г.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРКЕССКОЙ ОБЩИНЫ В ИОРДАНИИ В ПЕРИОД С 1878 ПО 2000 Г.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРКЕССКОЙ ОБЩИНЫ В ИОРДАНИИ В ПЕРИОД С 1878 ПО 2000 Г.
Иордания
zara
Фото: Адыги.RU
10:39, 03 сентябрь 2016
5 239
0
Изучение особенностей черкесской обшины в Иордании представляет некоторые трудности. Это связано с тем, что в нашем распоряжении имеется ограниченное число доступных рукописей [по данной проблематике]. Кроме того, в черкесской диаспоре вообще и в Иордании в частности отсутствует традиция детального документирования событий.
Изучение особенностей черкесской обшины в Иордании представляет некоторые трудности. Это связано с тем, что в нашем распоряжении имеется ограниченное число доступных рукописей [по данной проблематике]. Кроме того, в черкесской диаспоре вообще и в Иордании в частности отсутствует традиция детального документирования событий.

Данная работа представляет собой попытку серьезного научного анализа особенностей черкесской общины в Иордании. Ранее эта проблематика не являлась темой отдельного комплексного исследования.

В основу работы легло большое количество научных и документальных материалов, в том числе следующие основные [группы] источников:

1. Справочники, книги и рукописи, связанные с темой исследования;

2. Предыдущие мои работы5, а также труды других ученых — преподавателей иорданских университетов;

3. Журналы, выпускаемые культурными и общественными организациями черкесов в Иордании6;

4. [Полевые материалы]. Встречи со старейшинами (шейхами) и ныне живущими представителями поколения отцов и дедов;

5. Материалы, собранные мной в ходе полувековой работы в черкесских обществах, ассоциациях и клубах.

Сведения, [почерпнутые из] указанных источников, были приведены в систему и проанализированы. Это, в свою очередь, позволило составить полную картину эволюции черкесской обшины в период с 1878 г., с момента их прихода в Заиорданье, по 2000 г.

Для подтверждения достоверности [приведенных] данных и справедливости выводов, к которым я пришел, работа была представлена на обсуждение группы черкесов — специалистов [по истории] и представителей интеллигенции. Были учтены их замечания и внесены некоторые незначительные изменения, в результате чего исследование приобрело законченный вид.

Надеюсь, что мне удалось внести вклад в изучение как позитивных, так и негативных черт черкесской общины в Иордании.

Да сопутствует мне успех.

Автор — доктор Мухаммад Хайр Мамсар

Амман, 21 августа 2000 г.

Переселение черкесов на Арабский Ближний Восток началось в 1878 г. Согласно [данным] турецких и британских источников, количество черкесов, которые при помощи османского правительства осели здесь, составляло 36—38 тыс. человек8.

Черкесские поселения в районе Заиорданья стали примером интеграции [эмигрантов] в новое [для них] общество.

Первая группа черкесских мухаджиров прибыла в район Аммана в 1878 г.9 Они принадлежали к племени10 шапсугов и поселились в [развалинах) древнего заброшенного греко-римского города. Это и был Амман. Жили они вокруг известного римского амфитеатра.

В 80-х гг. XIX в. [здесь] поселилась новая группа черкесов из племени кабардинцев, которые построили свои дома вдоль реки западнее [от построек] племени шапсугов. Мухаджиры продолжали прибывать в Заиор-данье до 1910 г.11

В 1914 г. в канун первой мировой войны там уже существовало шесть черкесских общин12, которые жили в Аммане, Вади ас-Сире, Науре, Джараше, ар-Русайфе и Сувайлихе. После 1950 г. — в аз-Зарке13.

[Следует подчеркнуть], что в конце XIX в. район Заиорданья представлял собой территорию кочевых племен, где отсутствовала администрация центрального правительства, которая могла бы противостоять нападениям и непрерывным конфликтам между племенами [бедуинов]. К тому же там ощущался острый дефицит плодородных земель. Именно поэтому османы поселили черкесов в этом районе, который, ви Положение черкесов в их новом окружении было подобно положению настоящих первопроходцев, которые когда-то стояли перед необходимостью подчинить природу. [Переселенцы] должны был проявить упорство, необходимое для того, чтобы [здесь] закрепиться. Как было упомянуто выше, черкесы [все] же чувствовали, что, несмотря на свою неудовлетворенность жизнью там (в Иордании. — А.Г.) и [несмотря] на то, что сухая земля совершенно отличалась от богатой зеленью природы их родины, все же она священна14 и является частью дар ал-ислама. Важно подчеркнуть, что они предпочли жить на земле ислама и считали это своим неотъемлемым правом как мусульман15, а не милостью, [оказанной им османским правительством!. Их отношение к местным бедуинским племенам отличалось уважением и почтением. Черкесы воспринимали арабских бедуинов как особенный род из оставшихся родов человеческих, который происходил из того же корня, что и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Что касается местных бедуинов, то они выказывали свое неудовольствие присутствием среди них черкесов, но не потому, что те были черкесами, а потому, что они представляли другое племя. Бедуины опасались захвата [эмигрантами] сельскохозяйственных земель и источников воды, которые кочевники считали своей собственностью, [л. 2] Недовольство бедуинов черкесами не порождалось расовыми или национальными чувствами. Причиной этого были чисто экономические факторы.

Общественная жизнь черкесов на новой родине не отличалась от привычной [для них на Кавказе). С 1878 г. до основания в 1921 г. эмирата Трансиордания стиль жизни черкесов, их обряды оставались такими же, какими были на Кавказе. Они были независимы, и большинство проживаю в городе Аммане и поселениях, окружавших его. Дела внутри общины решались без вмешательства турецкого правительства17. Защищаясь, они могли опираться только на самих себя18. Черкесский язык являлся основным языком [общения], несмотря на то что некоторые говорили на арабском и турецком19. Перед черкесами не стоял остро вопрос о необходимости (скорейшей] интеграции в новое [для них] общество, поскольку [в Заиорданье] не было [преобладания какой-либо] одной социальной группы20. На этой территории каждое племя вело относительно независимый образ жизни и преобладало в той местности, где оно проживало21.

С основанием эмирата Трансиордания в 1921 г. черкесы вступили в новый этап (развития страны] без изменений в их общественной и культурной жизни. С 1921 г. до наших дней община пережила серию политических и общественных преобразований. В то время в Аммане и его пригородах она уже не представляла собой замкнутое общественное и культурное сообщество, община стала частью внутриполитической жизни эмирата Трансиордания. Черкесы принимали участие в управлении делами нового государства, к тому же активизировалось их сотрудничество с [местным] населением. Их преданность и лояльность [официальным властям] не ограничивались Амманом, но простирались на все земли Иордании, где они стали полноправными гражданами со всеми правами и обязанностями. Многие молодые черкесы вступали в ряды национальной армии и всегда считали военную службу честью и доказательством мужественности. Массовое поступление на службу в государственные военные и светские учреждения в значительной мере способствовало их адаптации к новой общественной структуре Иордании. Интеграция черкесов ускорилась после 1948 г.22 не только благодаря объединению с большинством [населения], но и с переходом к новому образу жизни. Арабский язык занял место черкесского, превратившись в язык общения между представителями нового поколения. Также увеличилось число браков черкесов с арабами23.

Сейчас трудно отличить черкесов от остальных иорданцев. Они стали иорданцами по гражданству и по духу. Тем не менее они сохраняют свое наследие, особенности и качества. Далее следует анализ характерных особенностей черкесской общины в Иордании.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)