Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » 68. Языческие обряды на Восточном Причерноморье

68. Языческие обряды на Восточном Причерноморье

68. Языческие обряды на Восточном Причерноморье
История
admin
Фото: Адыги.RU
00:30, 13 август 2021
104
0
Ранее я уже упоминал в своей маленькой статье Иоганна Шильтбергера. Где он засвидетельствовал обряд воздушного погребения на Причерноморье у народа, который он назвал «Starchas». Данное название в научной литературе трактуется как "черкес", и на этом основании делаются далеко идущие выводы. Но это ложный путь. Во-первых, авторский термин «Starchas» на немецком читается как "Штахас", мало имеет общего со словом "черкес"; Во-вторых, даже если автор и имел ввиду термин "черкес", но просто по каким-то причинам, он не смог передать это слово в корректной форме, то из этого не следует, что под этим именем значится какой-то конкретный народ, так как сам термин "черкес" не имел конкретного содержания; В третьих, речь идет в описаниях Иоганна Шильтбергера о Причерноморье, но там наиболее достоверные источники позднего Средневековья

Ранее я уже упоминал в своей маленькой статье Иоганна Шильтбергера. Где он засвидетельствовал обряд воздушного погребения на Причерноморье у народа, который он назвал «Starchas».

Данное название в научной литературе трактуется как "черкес", и на этом основании делаются далеко идущие выводы. Но это ложный путь. Во-первых, авторский термин «Starchas» на немецком читается как "Штахас", мало имеет общего со словом "черкес"; Во-вторых, даже если автор и имел ввиду термин "черкес", но просто по каким-то причинам, он не смог передать это слово в корректной форме, то из этого не следует, что под этим именем значится какой-то конкретный народ, так как сам термин "черкес" не имел конкретного содержания; В третьих, речь идет в описаниях Иоганна Шильтбергера о Причерноморье, но там наиболее достоверные источники позднего Средневековья фиксируют строго абхазский элемент; И в четвертых, в тексте Шильтбергера описывается обряд, существование которого подтверждено другими авторами только в абхазской среде.

Джанашия Николай Семенович (1872-1918 гг) в своей книге "Абхазский культ и быт" (1916 г) в примечании описывает обряд выставления убитого молнией и воздушное погребение у абхазов, который полностью совпадает с описаниями Иоганна Шильтбергера.

Ныне громовым ударом убитого человека кладут тут же на «ашвамкят» при пении «Афрашва», а потом уже хоронят. Таковое лицо не оплакивается: запрещается. Ему не устраивают гроба и хоронят его в том одеянии, в котором он убит. Замечание царевича. Вахушта о том, что в его время «абхазы не хоронили своих покойников, а клали высоко на дереве» справедливо только, может быть, относительно громовым ударом убитых людей.
68. Языческие обряды на Восточном Причерноморье
Тэбу де Мариньи. Поклонение черкесов кресту. Путешествие в Черкесию в 1818 г. Тэбу де Мариньи. Поклонение черкесов кресту. Путешествие в Черкесию в 1818 г.

Ранее такое свидетельство оставил и у другой грузинский автор, Джанашвили Моисей Георгиевич (1855-1934).

Абхазцы и доныне труп человека, сраженного громовым ударом, кладут в гроб, ставят на вышку и оставляют там до тех пор, пока от него не останутся одни кости; тогда гроб снимают и хоронят, совершив над ним обыкновенный погребальный обряд, справив установленные обычаем поминки.

Таким образом, сведения Иоганна Шильтбергера о народе «Starchas» необходимо связывать с абхазскими традициями, пока не будут найдены дополнительные сведения о другом народе обитавшем на Причерноморье, с аналогичными традициями, чтобы не множить лишние сущности.

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #абадзехи #шапсуги

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х