Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Монголы узнали о Чингисхане от русских? Жертвам ЕГЭ посвящается

Монголы узнали о Чингисхане от русских? Жертвам ЕГЭ посвящается

Монголы узнали о Чингисхане от русских? Жертвам ЕГЭ посвящается
История
admin
Фото: Адыги.RU
16:00, 11 январь 2021
647
0
Необходимое предисловие. Статья не имеет никакого отношения к оружиеведению (за исключением фотографий монгольских лучников, сделанных в конце XIX - начале ХХ веков), но уж очень много расплодилось за последние годы борцов с "монголо-татарским игом", которые твердят, что не было не только "ига", но и монгольского нашествия, а ныне живущие монголы, кочевники и скотоводы, о самом Чингисхане и его завоеваниях узнали только в XX веке да и то "от русских"...

Необходимое предисловие.

Статья не имеет никакого отношения к оружиеведению (за исключением фотографий монгольских лучников, сделанных в конце XIX - начале ХХ веков), но уж очень много расплодилось за последние годы борцов с "монголо-татарским игом", которые твердят, что не было не только "ига", но и монгольского нашествия, а ныне живущие монголы, кочевники и скотоводы, о самом Чингисхане и его завоеваниях узнали только в XX веке да и то "от русских".

Последней каплей, подвигнувшей меня на развенчание этого бреда про русских, рассказавших современным монголам о Чингисхане, стал диалог при обсуждении одной из статей, в котором мой визави заявил, что знаменитый русский путешественник Н. Пржевальский, путешествовавший в тех местах в 60-е - 70-е годы XIX века, не слышал от описанных им монголов никаких рассказов о Чингисхане. А, поскольку Н. Пржевальский, по словам моего визави, не историк и не археолог, то его словам следует доверять на все 100%/.

Честно сказать, никогда Пржевальский не входил в круг моих интересов, но если уж коса нашла на камень, то, как говорится, без вариантов: пришлось довериться Н. Пржевальскому и изучить вопрос о том, знали ли монголы о Чингисхане в годы его путешествий.

Монголы узнали о Чингисхане от русских? Жертвам ЕГЭ посвящается

Н. Пржевальский: "сохраняется память о Чингис-хане" (1871 год).

Оказалось, русский путешественник не только не раз слышал рассказы монголов о Чингисхане и не раз записывал их свои дневники, но даже и опубликовал эти сведения в своих книгах.

Так, например, две легенды, рассказанные монголами о "потрясателе Вселенной", Пржевальский приводит в своей книге "Монголия и страна тангутов". Записаны они были в 1870 - 1873 годах в Ордосе, районе т.н. Внутренней Монголии, завоеванной манчжурами (вместе с Китаем) в 1649 году.

"Недаром же местные монголы сложили несколько легенд про эти ужасные пески (какие). Они говорят, что здесь было главное место подвигов двух героев Гэсэр-хана и Чингисхана, что, сражаясь с китайцами, эти богатыри убили множество людей, трупы которых. по воле божьей засыпаны были песком, принесенным ветром из пустыни. До сих пор еще, говорили нам с суеверным страхом монголы, в песках Кузупчи даже днем можно слышать стоны, крики и тому подобные звуки, которые производят души покойников. До сих пор еще ветер, сдувающий песок, иногда оголяет различные драгоценные вещи, как, например, серебряные сосуды, которые стоят совершенно наружу, но взять их невозможно, так как подобного смельчака тотчас же постигнет смерть" (Пржевальский Н. Монголия и страна тангутов. Первое путешествие в Центральной Азии 1870–1873 гг..).

Вторая легенда также касается войн, которые вел Чингисхан в этих местах:

"Другое предание гласит, что Чингисхан, теснимый своими врагами, поставил пески Кузупчи как ограду с одной стороны, а реку Хуан-хэ заворотил с прежнего ее направления к северу и таким образом оградил себя от нападения" (Пржевальский Н. Монголия и страна тангутов. Первое путешествие в Центральной Азии 1870–1873 гг..).
[img]"[/img]

Другие легенды монголов о Чингисхане, записанные Н. Пржевальским приводятся в книге "Путешествия Н. М. Пржевальского в Восточной и Центральной Азии. Обработаны по подлинным его сочинениям М. А. Лялиной", опубликованной в 1891 году. Они также были записаны в Ордосе, что неудивительно:

"В Ордосе, более чем где-либо, сохраняется память о Чингис-хане" (Путешествия Н. М. Пржевальского в Восточной и Центральной Азии. Обработаны по подлинным его сочинениям М. А. Лялиной).

Наиболее интересной представляется легенда о грядущем воскресении Чингисхана:

"Прах его, по словам монголов, лежит под желтым шелковым балдахином посреди кумирни и покоится в двух гробах: одном серебряном, другом — деревянном. Тут же находится и его оружие. Чингис-хан лежит точно спящий, хотя никто из рассказчиков этого не видел. Каждый вечер ему ставят жареного, барана, и к утру он его съедает. Со дня его смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 350. Умирая, Чингис-хан определил время своего воскресения через тысячу лет после смерти. К этому же времени в Китае воскреснет богатырь, с которым Чингис-хан сразится, победит и выведет свой народ в Халху, коренную родину монголов"(Путешествия Н. М. Пржевальского в Восточной и Центральной Азии. Обработаны по подлинным его сочинениям М. А. Лялиной).

Впрочем, только Пржевальским я не ограничился и без особого труда нашел еще несколько ссылок на легенды монголов о Чингисхане, которые описывали другие русские путешественники.

Г. Потанин: "Чингис-хан вновь явится" (1888 год).

Так, Г. Потанин, еще один известнейший исследователь Азии (есаул Сибирского казачьего войска) в статье "Три народности Восточной Азии", опубликованной в "Вестнике Европы" в 1888 году, тоже описывает легенду о грядущем воскресении Чингисхана, причем в несколько других деталях. Легенда эта также из Ордоса:

"Ордосские монголы верят, что Чингис-хан вновь явится и уведет их из Ордоса опять на старую их родину. Эту свою старую родину, откуда был родом также и сам Чингис-хан, они указывают на северо-запад и называют ее Алтай-Хангай Алтын-тебши. Рассказывают, что в Чингис-хановой усыпальнице, которая теперь находится в Ордосе и состоит под охранением особого сословия дархатов, хранится седло Чингис-хана, убранное серебром; оно всегда лежит обращенное передней лукой на северо-запад; предполагается, что когда Чингис-хан явится, он сядет на это седло и поедет на северо-запад. Говорят, что в Ордосе вообще соблюдается обычай класть всякое седло, где бы то ни было, передней лукой на северо-запад, в той мысли, что рано или поздно ордосский народ отправится в этом направлении" (Потанин Г. Три народности Восточной Азии / Вестник Европы, № 2. 1888).
[img]"[/img]

Вместо эпилога: "все монголы принимают участие в славе Чингис-хана" (1818 год).

Однако монголы знали о Чингисхане и до появления в их краях Н. Пржевальского и Г. Потанина. Так, в журнале "Сын Отечества" в 1818 году была напечатана статья (к сожалению, без указания автора)"Правление и политическое состояние Монголов-Халкасов", в которой было, как говорится, черным по белому написано следующее:

"Все Монголы (sic! - ИО) принимают участие в славе Чингис-Хана и гордятся происхождением от него, или его важнейших сподвижников, но Монголы-Халкасы считают себя преимущественно настоящими его потомками. По всем (sic! - ИО) преданиям кажется достоверным, что Чингис-Хан родился в той области, которая ныне обитаема сим народом" (Правление и политическое состояние Монголов-Халкасов. (Другой отрывок из путешествия г. Ремана) // Сын отечества, Часть 48. № 35. 1818).

Таким образом, очередной миф "отрицателей монголов" не только оказался мифом, но и в очередной раз продемонстрировал их полное незнание литературы по столь яростно оспариваемой ими теме. Учите матчасть, "отрицатели", узнаете много для себя нового!

Об оружии и тактике монголов в XIII веке можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х