Приходу евреев в Картли предшествовал приход турок
Для грузинских летописцев еврейская тематика актуальна издревле, доказывают следующие факты:
Приходу евреев в Картли предшествовал приход турок. Леонтий Мровели рассматривает их приход и добавляет, что «всея грузины» решили принять их, поскольку «у картлосианов был страх перед пер сами», и турки обещали «помочь с персами». Из-за этого «пожелали подружиться с турками и подружились с турками для помощи и распределили внутри всех городов».
О. Лорткипанидзе, коснувшись сведений «Картлис цховреба» о приходе евреев и турок в Картли, отметил, что в тексте должно быть «внутри города», и что речь идет о поселении турок в одном городе8. Однако, следует заметить, что мцхетский староста поселил одну часть турок «...в одном месте в Мцхета, западнее вырубленного между скалами:... и застроили [они] его, оградили крепко и назвали его Сарки-не». О. Лорткипанидзе проводит параллель между приходом евреев и турок и говорит, что при приеме 28 семей турок «дело касалось приема чужого в члены общины, т. е. зачисления гражданином с условием оказания военной помощи. Такие полномочия могла иметь только община — собрание полноправных граждан». А евреев и «большинство турок» (исследователь их считает пришедшими в другое время — Э. М, Д .Ч.) без спроса членов общины «заселил» на землю. По этому рассуждению можем заключить, что «кто бы куда ни пришел... из Греции, или Ассирии, или Хазарии», мцхетский староста единолично мог дать им землю. Из «Картлис цховреба» же ясно видно, что староста вопрос выделения земли единолично решил лишь только в отношении евреев.
Этого вопроса коснулся и Ш. Месхия“, который утверждает, что турок, вернее, часть из них (28 семей) грузины поселили в разных городах, что мы тоже считаем верным. Леонтий Мровели же конкретно передает: в случае евреев «отдал» и «заселил», а более воинствующую часть турок разбросали по разным городам, «большинство» же на выбранном старостой месте — Саркине. Здесь же нужно отметить, что в случае всех переселенцев подчеркнуто их возможное использование в ожидаемых сражениях с персами. Эта заинтересованность не видна только в случае с евреями. Исходя из этого, можем еще раз повторить, что еврейская тема и в целом еврейское население выделялось определенной привилегией, или, можно сказать, особым подходом, что не осталось незамеченным грузинскими летописцами. (У М. Санадзе по этому вопросу другое мнение^).
Источник