Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Евреи, которые бежали в Грузию после войны с Римом

Евреи, которые бежали в Грузию после войны с Римом

Евреи, которые бежали в Грузию после войны с Римом
История
admin
Фото: Адыги.RU
10:52, 16 май 2020
118
0
Важнейшие события в истории евреев — войну с римлянами и падение царства Иудейского и разрушение Иерусалима императором Веспасианом — грузинский летописец передает со всем трагизмом, описывая то, как разрушили Иерусалим, и бежавшие оттуда беженцы-евреи пришли и поселились рядом с ранее пришедшими евреями, вместе с которыми были дети разбойника Вараввы. Об этом потоке евреев можем говорить документально, эта страница Жизни Картли вставлена именно там, где речь идет о царствовании царей Картли Бартома и Картама. Некоторые исследователи (М. Санадзе, З. Джин-джихашвили) высказали сомнение в достоверности этого события и прихода такого древнего потока евреев. М. Санадзе отмечает, что приход евреев в Мцхета — ошибка грузинского летописца и перепутан с приходом скифов в Картли. По его мнению, еврейские поселения в Картли не могли
Евреи, которые бежали в Грузию после войны с Римом

Важнейшие события в истории евреев — войну с римлянами и падение царства Иудейского и разрушение Иерусалима императором Веспасианом — грузинский летописец передает со всем трагизмом, описывая то, как разрушили Иерусалим, и бежавшие оттуда беженцы-евреи пришли и поселились рядом с ранее пришедшими евреями, вместе с которыми были дети разбойника Вараввы. Об этом потоке евреев можем говорить документально, эта страница Жизни Картли вставлена именно там, где речь идет о царствовании царей Картли Бартома и Картама. Некоторые исследователи (М. Санадзе, З. Джин-джихашвили) высказали сомнение в достоверности этого события и прихода такого древнего потока евреев. М. Санадзе отмечает, что приход евреев в Мцхета — ошибка грузинского летописца и перепутан с приходом скифов в Картли. По его мнению, еврейские поселения в Картли не могли возникнуть ранее первых веков до н. э. Он это объясняет тем, что по археологическим материалам еврейское кладбище в Мцхета датируется первыми веками. М. Санадзе пишет: «По нашей хронологии приход евреев в Картли должен был произойти в начале 50-х годов до н. э.. . . Нашу точку зрения подтверждают и археологические данные, по которым найденные в Картли первые захоронения евреев относятся к началу первого века н. э.. . . Надо полагать. . . с возрастной точки зрения состав переселенных в Картли еврейских общин был сравнительно молодым. Соответственно, первые массовые захоронения евреев в Картли могли появиться именно на рубеже новой эры».

Что касается З. Джинджихашвили, она думает, что к VI в. на территории Картли крупное городское поселение даже не существовало и что евреи пришли не в Картли, а в Западную Грузию, в частности в Колхети. Согласно мнению как первого, так и второго исследователя, еврейская тема в грузинских письменных источниках является случайной и обязательно должна быть поздней вставкой. Мы не разделяем это мнение. Во-первых, документально мы можем говорить о более раннем периоде прихода евреев на Кавказ и в целом в Картли, чем 50-е гг. до н. э. Доказательством этому могут служить труды целого ряда исследователей (Г. Меликишвили, С. Джанашия, Э. Мамиствалишвили, О. Лорткипанидзе и др.). Надо заметить, что не только в современных исследованиях, но и в грузинских и армянских нарративных источниках приход евреев на Кавказ однозначно датирован VI в. до н. э

Как мы уже отмечали, «Картлис цховреба» особое значение придает заслуге евреев в деле христианизации Картли. Исходя из того, что у евреев Картли была тесная связь с исторической родиной Иерусалимом — с центром христианства, они постоянно были в курсе происходящих там событий. «Именно евреи были соединяющим звеном в грузино-палестинских отношениях, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие грузинской христианской культуры. А все это давало возможность Леонтию Мровели говорить о евреях как о Богом избранной нации, которая внесла большой вклад в распространение мессианских идей в Картли, в доставление христианских святынь (плащ Пророка Ильи и плащаница Христа), в проповеди и распространение христианства (Авиатар, Сидония...).

[img]"[/img]

Очевидна благорасположенность, с которой летописец пишет о грузинских евреях. Символично и то, что первыми учениками Нино были именно евреи: «И нашла одного священника, по имени Авиатар, и проповедала ему и его дочери Сидонии евангелие от Иисуса Христа, а они учили вере других евреев». По сведениям источников, в Картли настолько были распространены мессианские идеи, что боль от распятия Христа на кресте так сильно подействовала на мцхетских евреев, что мать еврея Елиоза «прохрипела и сказала: Прощай, царь иудейский» и умерла. Включением таких чувствительных пассажей летописцы создавали положительный настрой в отношении евреев. В любом случае, грузинские нарративные источники утверждают, что «грузинские евреи» сильно страдали от непризнания мессии. Это стало причиной всех бед: падение царства, уничтожение храма, рассеяние нации по всему миру. Для части грузинских евреев распятие Христа стало «позором евреев». В отдельных эпизодах летописец старается персонифицировать, чтобы еще сильнее отразить роль того или иного человека в деле распространения христианства. Часто жизнь проповедников новой религии подвергалась опасности. Авиатара, который выделялся преданностью учению Христа и которого летопись упоминает «как второго Павла», соплеменники чуть не забросали камнями из-за отрицания религии предков. Однако, Авиатар и его дочь, а также другие последователи христианства, влились в ряды уехавших вместе с Елиозом в Иерусалим «грузинских евреев», тем самым присоединясь к рядам «праведных».

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х