Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Казачья колонизация Западного Кавказа

Казачья колонизация Западного Кавказа

Казачья колонизация Западного Кавказа
История
zafe
Фото: Адыги.RU
00:18, 19 февраль 2020
485
0
Борьбу, которая развернулась вокруг утверждения этого плана в среде высшей военной элиты России. В соответствии с порядком, что любое решение по Кавказу должно было быть утверждено Кавказским комитетом, представленный Милютиным проект был передан комитету. Ни один из членов комитета его не поддержал. Более того, все они, а это были в своем большинстве воевавшие на Кавказе генералы, категорически выступили против того, чтобы осуществить завоевание Западного Кавказа путем депортации его населения на Дон и в османскую империю и тотальной колонизации их земель казаками. Причина этого состояла, помимо всего прочего, в том, что план массовой депортации населения был равносилен в то время плану его уничтожения...
Казачья колонизация Западного Кавказа

Борьбу, которая развернулась вокруг утверждения этого плана в среде высшей военной элиты России. В соответствии с порядком, что любое решение по Кавказу должно было быть утверждено Кавказским комитетом, представленный Милютиным проект был передан комитету. Ни один из членов комитета его не поддержал. Более того, все они, а это были в своем большинстве воевавшие на Кавказе генералы, категорически выступили против того, чтобы осуществить завоевание Западного Кавказа путем депортации его населения на Дон и в османскую империю и тотальной колонизации их земель казаками. Причина этого состояла, помимо всего прочего, в том, что план массовой депортации населения был равносилен в то время плану его уничтожения.

Для разрешения возникших вокруг этого плана споров император создал Особый комитет, представивший в начале мая 1858 г. свой вердикт: «Мнение Комитета» . Комитет принял положения о необходимости казачьей колонизации Западного Кавказа в той мере, насколько это необходимо для обеспечения военных интересов России, но подчеркнул утопичность планировавшихся Барятинским масштабов переселения.(Предполагалось заселить в Западную Черкесию 15 тыс. семей, а в перспективе 28 тыс. семей или 1/3 часть народонаселения Линейного и Черноморского войск).

Еще более категорично комитет выступил против планов массовой депортации «на земли Войска Донского» черкесов «враждебных нам племен Правого Крыла Кавказской линии, имеющих изъявить покорность» . Было обращено внимание, что в плане не называется число предполагаемых к депортации черкесов, однако было ясно, что речь идет о «целых племенах». Члены комитета, рассуждали, что «для приобретения там (в Западной - Черкесии.- О.Ф.) решительного численного перевеса русскаго элемента необходимо-бы выселить по крайней мере 80-100 тыс. душ». Комитет назвал эту меру «невозможною» , что она приведет «не к покорности, а к их истреблению...» .

Апологеты проекта аргументировали его государственными интересами . Милютин отмечал, что «стеснение горцев и переселение их предполагается не как средство очищения земель, будто-бы недостающих для новых казачьих поселений, а, наоборот, как цель, для которой пространства, ныне занимаемые неприятелем, заселяются Русским воинственным народом, через что уменьшается численная сила враждебного нам туземного народонаселения» (выделено в документе. - О.Ф.). Члены Особого комитета придерживались противоположной точки зрения и указывали на негативные последствия, которые будет иметь реализация этого плана, в частности и из-за нарушения военно-правовых норм в отношении черкесов. Они с негодованием отвергли идею и намерение депортировать черкесов «по заранее обдуманному плану», «по распоряжению правительства» . М.М. Блиев оценил итоговый документ Комитета так: «.единый текст “Мнения Комитета” отличался не только государственным подходом к вопросу, но и глубоким пониманием проблемы, а также высокой для того времени гражданской позицией. “Мнение комитета” - это развернутое изложение всей черкесской проблемы.» .

На этом, можно сказать, завершился этап достаточно широкого обсуждения в высших военных кругах проекта кавказского начальства о завоевании Западной Черкесии путем депортации его автохтонного населения. Позиция Кавказского и Особого комитетов стала для князя Барятинского пощечиной. Он писал управляющему Военным министерством генерал-адъютанту князю Васильчикову 28 июня 1858 г. (№ 1005): «.возражения Комитета основаны большею частью на неточном и несколько преувеличенном истолковании моих мыслей. Не скрою от в.с., что мне даже было прискорбно видеть, что Комитет выставил мои соображения в таком виде, как будто я предлагаю систему действий для покорения Кавказских горских племен, основанную на истреблении всего туземного населения» . Чьи прогнозы сбылись, показали последующие годы.

Барятинский также отрицал введение новой системы войны , что в определенной степени было верно. Однако качественно новый уровень военнотехнического и организационного обеспечения военных действий в 1856-1864 гг. консолидировали практиковавшиеся ранее методы в единую планомерную систему, которая и превратила войну против черкесов в «истребительную войну». Об этом качественном изменении характера Кавказской войны и предупреждали Барятинского видавшие виды кавказские генералы Коцебу, Хомутов, Вольф, Филипсон и др. Именно это обстоятельство и позволяет говорить о том, что с 1856 г. на Кавказе стали придерживаться новой системы ведения войны, в основе которой лежали три идеи. Во-первых, войска должны были продвигаться вперед с плоскости к главному Кавказскому хребту параллельно, а не перпендикулярно, как это делалось прежде, для того, чтобы запереть выходы из ущелий. Во-вторых, военные действия должны были носить беспрерывный характер. Осуществление этих двух условий лишало возможности сеять в тылу прокладываемых войсками просек хлеб и содержать скот, «вообще жить». В итоге, как писал Зиссерман, -население гор было вынуждено уходить далеко в горы, терпеть нужду в продовольствии, наконец, «очутиться на морском берегу в том ужасном положении, которое уже много раз описано и достаточно хорошо известно» . В-третьих, черкесам стали предъявлять ультимативное требование о совершенной покорности . Эти нововведения и способствовали массовой гибели населения Черкесии. Уцелевшие от военных действий, холода и голода женщины, дети, старики и мужчины подверглись депортации, которая стала для половины из них последним испытанием - они не смогли пережить ее физически.


Этот страшный, предвиденный многими генералами, Кавказским и Особым комитетами сценарий развития событий, несмотря на вето Кавказского и Особого комитетов, был «одобрен» для реализации Александром II. 11 августа 1858 г. князь Васильчиков сообщил Барятинскому, что император «Высочайше соизволил одобрить в общих видах важныя и полезный предположения ваши относительно развития Русскаго населения в Закубан-ском крае, но с тем, чтобы это развитие было соразмерно с поземельным довольствием, которое можно доставить вновь водворяемым козакам и без крайняго стеснения туземцев...» . Вопрос о расселении черкесов император отдал на усмотрение Барятинского. Высылке на Дон подлежали, как и прежде, пленные, бежавшие из своих аулов и желавшие «по каким-либо причинам оставить край и переселиться на Дон», а также лица, признавшиеся местным начальством «вредными» по своему влиянию на своих соотечественников (лидеры антиколониальной борьбы).

«Одобрение» проекта кавказского командования Александром II, безусловно, было связано и с так называемой институциональной инерцией. Она заключалась в том, что «систематическое выполнение» еще не утвержденного проекта депортации черкесов велось уже на протяжении 1856-1858 гг. Таким образом, тяжелый маховик государственной машины уже на протяжении двух лет был перестроен на новую систему войны во всех сферах: военной, колонизационной, дипломатической и административной. Были разработаны и начали реализовываться с 1857 г. меры по информационному прикрытию этих действий.

Прежде всего, речь шла о трех военных операциях, направленных на приготовление опорных пунктов к беспрерывной войне в Западной Черкесии.

Во-вторых, осуществлялась значительная казачья колонизация. Она в наибольшей степени затронула в 1856-1860 гг акваторию верхней и нижней Кубани. Здесь строились Лабинская, Урупская, Зеленчукская, Белореченская, Адагумская линии. Как известно, проект кавказского начальства предполагал, чтобы «вся горная полоса, от верховий Теберды до реки Белой, а потом до Пшиша» стала «совершенно пустынною» . Эта задача в значительной мере была выполнена к 1860 г. Генерал М.Я. Ольшевский отмечал, что к 1860 г. Западный Кавказ изменился по составу населения: «по правую сторону Лабы не было ни души магометанской», «треугольное пространство между Большой и Малой Лабой было переполнено ба-шильбаями, кизилбеками, тамовцами, шах-гиреями и беглыми кабардинцами. В пространстве между Малой Лабой и Губсом гнездились небольшими родовыми аулами бесленеи, баракаи и баговцы» . С 1856 г. также началось выселение со своих земель нату-хайцев и колонизация их земель казаками . Между тем массовая казачья колонизация региона и, соответственно, массовая депортация черкесов намечалась «не ранее 1860 г.» .

В 1856 г. Барятинский начал на Кавказе административную реформу. Новое административное деление сыграло ключевую роль в реализации намеченной стратегии войны в Черкесии. Оно отвечало топографии страны и тем стратегическим целям, которые были поставлены Барятинским. 16 августа 1856 г. область ведения военных действий в Западной Черкесии была разделена на две части. Северная сторона, включавшая в себя бассейн Кубани, была названа Правым крылом Кавказской линии, земли, лежащие на южном склоне гор, от Сурамского хребта до Черного моря, образовали Кутаисское генерал-губернаторство . По итогам военных действий 1856-1859 гг. было принято новое административное деление Кавказа. Согласно Указу императора

Александра II (16 января 1860) территория Черкесии была разделена между вновь учрежденными административными единицами (Кубанская и Терская области) и Ставропольской губернией. Было приказано: «1. Правое крыло Кавказской линии именовать впредь Кубанской областью. 2. Левое крыло Кавказской линии именовать впредь Терской областью. 3. Все пространство, находящееся к северу от главного хребта Кавказских гор и заключающее в себе, как означенные две части, Терскую и Кубанскую, так и Ставропольскую губернию, именовать Северным Кавказом». Новое административное деление было введено на Кавказе 3 мая 1860 г. .

В 1858 г. Отдельный Кавказский корпус был преобразован в Кавказскую армию. Приказом Барятинского по Кавказской армии № 464 (13.10.1860) были образованы Кубанское и Терское казачьи войска .

В 1856 г. также были начаты переговоры между российским и османским правительствами по вопросу переселения нескольких черкесских субэтносов с Кавказа в Турцию. В том же году было заключено специальное соглашение на этот счет .

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Роман Шаронов покинул тренерский мостик "Рубина" после семи игр без побед

Путин подписал закон о расширении действия налога на самозанятых еще на 19 регионов

Минфин не позволит россиянам получить на руки замороженные пенсионные накопления

15 актеров и актрис, круто сбросивших вес для съемок: от –10 до –100 кг

У губернатора Якутии нашли 19 элитных автомобилей, которые обслуживают за счет бюджета

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)