Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Литература » Mотив непорочного зачатия в адыгском нартском эпосе

Mотив непорочного зачатия в адыгском нартском эпосе

Mотив непорочного зачатия в адыгском нартском эпосе
Литература
zafe
Фото: Адыги.RU
11:27, 03 март 2015
7 154
0
"РОЖДЕНИЕ СОСРУКО. В самом мифе нартского эпоса о рождении Сосруко имеются довольно интимные подробности: «Сэтэней жьыщIакIуэ псым кIуащ. Псым здакIуам и Iэщхьэлъащхьэр дрихейщ, и бостеикIэр иIэтри, и лъэнкIапIэ хужитIыр къыщIэщу псы уфэм мывэм тетIысхьэри, тIысауэ къилъэгуъуащ Арыкъыпс и адрыщIкIэ Нартхэ я жэмыхъуэжь Сос. И гур дэрыпсэ щащэ, гущабэ лъэщ, фэрыкIэ мафIэ, уфIынкIынкIи Iэмэл хуимыгъуэтыжу Сос Сэтэней къэхъуэпсэщащ, зыхуэмыубыдыжу и нэфсырыр къыIэщIэкIри псым ищIыум тету, Iугъуэр къыхихыу Сэтэней гуащэм и занщIэу къакIуэрт. КIэблагъэу гу щылъитэм, Сэтэней здытес мывэм къытекIри лъэнукъуэ зригъэзэщ. Нэфсырыр мывэм къытрикIэри, мывэр лъэщыджэ хъуэщ. Сэтэней а мывэм триIуащ мазибгъу, махуибгъу, икIи мывэр къищтэри я деж къихьэщ.» ©Адыги.ru

"РОЖДЕНИЕ СОСРУКО

В самом мифе нартского эпоса о рождении Сосруко имеются довольно интимные подробности:

«Сэтэней жьыщIакIуэ псым кIуащ. Псым здакIуам и Iэщхьэлъащхьэр дрихейщ, и бостеикIэр иIэтри, и лъэнкIапIэ хужитIыр къыщIэщу псы уфэм мывэм тетIысхьэри, тIысауэ къилъэгуъуащ Арыкъыпс и адрыщIкIэ Нартхэ я жэмыхъуэжь Сос. И гур дэрыпсэ щащэ, гущабэ лъэщ, фэрыкIэ мафIэ, уфIынкIынкIи Iэмэл хуимыгъуэтыжу Сос Сэтэней къэхъуэпсэщащ, зыхуэмыубыдыжу и нэфсырыр къыIэщIэкIри псым ищIыум тету, Iугъуэр къыхихыу Сэтэней гуащэм и занщIэу къакIуэрт. КIэблагъэу гу щылъитэм, Сэтэней здытес мывэм къытекIри лъэнукъуэ зригъэзэщ. Нэфсырыр мывэм къытрикIэри, мывэр лъэщыджэ хъуэщ. Сэтэней а мывэм триIуащ мазибгъу, махуибгъу, икIи мывэр къищтэри я деж къихьэщ.»

«Придя на реку, Сатаней закатила рукава, подняла подол выше колен, оголив свои белые ноги до колен, присела на камень и так – сидящую – ее увидел с другого берега реки нартский пастух Сос. Затрепетало его сердце, рассыпавшись на мелкие кусочки, размягчив его силу, неудержимо охватило пламенем его тело, и не владея собой, Сос почувствовал к Сатаней сильное влечение. Не умея сдержать свое семя, он пустил его поверх реки, и волны не потопили его, а понесли дымящимся прямо к Сатаней. Когда Сатаней почувствовала его приближение, она встала с камня и уклонилась. Волны выплеснули семя на камень, и он забеременел. Сатаней загадала последить за этим камнем девять месяцев и девять дней и принесла его домой».

В адаптированной же для детей версии:

Говорят люди, чудесным было рождение могучего нарта Сосруко. В доме тонкобровой красавицы Сатаней родился он из горячего камня. Сам бог-кузнец Тлепш семь дней и семь ночей ковал пылающий камень у себя в кузне, пока не выпал из камня раскалённый младенец. Тогда Тлепш схватил ребёнка огромными клещами за бёдра и окунул его в воду. Семь раз окунал и семь раз закипала вода, и стало тело младенца булатным,- только бёдра не закалились, потому что зажаты были клещами Тлепша.
И нарекла прекрасная Сатаней мальчика именем Сосруко, что означает Сын Камня.
Быстро подрастал диковинный мальчик. Дети, родившиеся в один день с Сосруко, ещё лежали в люльках, а он бегал по двору и играл в альчики.
Спал он на голой земле, одеялом служило ему чистое небо, а пищею- камень.
Совсем ещё юным был отважный Сосруко, когда загорелось в нём сердце желанием попасть на знаменитую Хасу нартов. Хаса нартов- совет сильнейших, и допускали туда только сильных телом и духом…



©Адыги.ru
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х