Сосруко
Литература
Сосруко — древнейший и важнейший герой нартских сказаний, особенно у абхазов, абазин и адыгов, у которых он сохраняет весьма архаические черты «культурного героя». Он возвращает нартам, огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у "богов". Он добывает их так же как греческий Прометей и другие «культурные герои» в мифах самых разных народов. Так же как и в случае с Прометеем, похищение при этом трактуется как возвращение того, что еще ранее было отнято у людей/нартов.
Сосруко — древнейший и важнейший герой нартских сказаний, особенно у абхазов, абазин и адыгов, у которых он сохраняет весьма архаические черты «культурного героя». Он возвращает нартам, огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у "богов". Он добывает их так же как греческий Прометей и другие «культурные герои» в мифах самых разных народов. Так же как и в случае с Прометеем, похищение при этом трактуется как возвращение того, что еще ранее было отнято у людей/нартов.
Сосруко рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Сатаней. По просьбе Сатаней Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика и окунул его семь раз в воду: только бёдра, схваченные клещами, остались незакалёнными.
Сосруко часто действует, прибегая к хитрости, а также с помощью магии. В образе Сосруко проявляются черты солярного божества: верх его шапки - солнце, он - обладатель талисмана, сверкающего, как солнце.
В менее архаической осетинской версии Сосруко - Сослан уже не похищает огонь, а спасает нартский скот от холода и бескормицы, приведя его в охраняемую великаном теплую страну. В обоих версиях он побеждает страшного великана в богатырских «играх» и в конечном счете сковывает его льдом, что можно сравнить с эпизодом из карело-финских рун, где Вяйнямёйнен погружает Ёукахайнена в болото. Введением к «играм Сослана» в осетинской версии эпоса служит мотив «шубы Сослана» из кожи убитого врага. Мотив этот напоминает о некоторых скифских обычаях.
Во всех версия эпоса об архаичности сказаний о Сосруко свидетельствует не только его борьба с великанами и ее цели, но и самый тип его богатырства, широкое использование магических, колдовских средств, как и у Вяйнямёйнена.
Например, в сказании об осаде крепости Челахсартага он в качестве «военной хитрости» притворяется мертвым, но так, что фактически гниет и разлагается. Подобная «хитрость» требует таких же магических шаманских способностей, как и нисхождение в царство мертвых за листом Аза в порядке выполнения «трудных» свадебных задач дочери Солнца. Возможно, что в сказания о Сосруко проникли некоторые мотивы мифов об умирающих и воскресающих богах. Это особенно чувствуется в повествовании о его смерти от некоего таинственного колеса Жан-Шарх (адыг) или Колесо Бальсага (осет), возможно носящего ритуальный характер.
Покидая земной мир, Сосруко просит Тха наделить характерными особенностями некоторых животных и птиц. Целебные воды Кавказа - это слезы Сосруко, плачущего от невозможности вернуться из-под земли на землю.
Поверья связывают с именем Сосруко огромные камни в верховьях Псыжа где по легендам был зачат Сосруко и одну из канав в Баксанском ущелье, сохранившей "следы меча Сосруко и копыт его коня".
Сосруко рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Сатаней. По просьбе Сатаней Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика и окунул его семь раз в воду: только бёдра, схваченные клещами, остались незакалёнными.
Сосруко часто действует, прибегая к хитрости, а также с помощью магии. В образе Сосруко проявляются черты солярного божества: верх его шапки - солнце, он - обладатель талисмана, сверкающего, как солнце.
В менее архаической осетинской версии Сосруко - Сослан уже не похищает огонь, а спасает нартский скот от холода и бескормицы, приведя его в охраняемую великаном теплую страну. В обоих версиях он побеждает страшного великана в богатырских «играх» и в конечном счете сковывает его льдом, что можно сравнить с эпизодом из карело-финских рун, где Вяйнямёйнен погружает Ёукахайнена в болото. Введением к «играм Сослана» в осетинской версии эпоса служит мотив «шубы Сослана» из кожи убитого врага. Мотив этот напоминает о некоторых скифских обычаях.
Во всех версия эпоса об архаичности сказаний о Сосруко свидетельствует не только его борьба с великанами и ее цели, но и самый тип его богатырства, широкое использование магических, колдовских средств, как и у Вяйнямёйнена.
Например, в сказании об осаде крепости Челахсартага он в качестве «военной хитрости» притворяется мертвым, но так, что фактически гниет и разлагается. Подобная «хитрость» требует таких же магических шаманских способностей, как и нисхождение в царство мертвых за листом Аза в порядке выполнения «трудных» свадебных задач дочери Солнца. Возможно, что в сказания о Сосруко проникли некоторые мотивы мифов об умирающих и воскресающих богах. Это особенно чувствуется в повествовании о его смерти от некоего таинственного колеса Жан-Шарх (адыг) или Колесо Бальсага (осет), возможно носящего ритуальный характер.
Покидая земной мир, Сосруко просит Тха наделить характерными особенностями некоторых животных и птиц. Целебные воды Кавказа - это слезы Сосруко, плачущего от невозможности вернуться из-под земли на землю.
Поверья связывают с именем Сосруко огромные камни в верховьях Псыжа где по легендам был зачат Сосруко и одну из канав в Баксанском ущелье, сохранившей "следы меча Сосруко и копыт его коня".
Ссылки по теме:
ЦУР Адыгеи посетил глава республики Мурат Кумпилов и депутат Государственной Думы, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин
Мурат Кумпилов анонсировал Фестиваль адыгейского сыра
Ко Дню репатрианта в Картинной галерее Республики Адыгея откроется выставка «Кавказская диаспора»
Национальный музей Республики Адыгея присоединяется к акции "Музейная неделя"
В 2024 году в Адыгее модернизируют семь сельских почтовых отделений