ЭПОНИМ КАРАШАЙ (КАРАЧАЙ)

ЭПОНИМ КАРАШАЙ (КАРАЧАЙ)
История
zafe
Фото: Адыги.RU
11:54, 23 январь 2022
1 193
0
В 1639 году послы Московского государства Федот Елчин, толмач татарского языка, как написано в статейном списке посольства, и священник Павел Захарьев, были посланы к мингрельскому владельцу Левану I Дадиани с поручением собрать сведения о «Дадианской земле» и состоянии православия в Мингрелии. Вот что пишет по этому поводу Михаил Полиевктов: «Посольство Ельчина и Захарьева выехало из Москвы 2 июня 1639 года, следовало на Кавказ водным путем (рр. Москва, Ока и Волга), было 7 августа в Астрахани, где оставалось до 19 августа, и прибыло в Терек 29 августа, где оставалось до 22 сентября. Дальнейший путь посольства шел вверх по Тереку и дальше по р. Баксану и через перевал Донгузорун (3200 м) на Сванетию». 1 ноября посольство добралось до пункта «Влешкараш» (Лашхраш). ​Статейный список Федота Елчина (1639 мая 29-1640 август) ​Лета
ЭПОНИМ КАРАШАЙ (КАРАЧАЙ)

В 1639 году послы Московского государства Федот Елчин, толмач татарского языка, как написано в статейном списке посольства, и священник Павел Захарьев, были посланы к мингрельскому владельцу Левану I Дадиани с поручением собрать сведения о «Дадианской земле» и состоянии православия в Мингрелии. Вот что пишет по этому поводу Михаил Полиевктов: «Посольство Ельчина и Захарьева выехало из Москвы 2 июня 1639 года, следовало на Кавказ водным путем (рр. Москва, Ока и Волга), было 7 августа в Астрахани, где оставалось до 19 августа, и прибыло в Терек 29 августа, где оставалось до 22 сентября. Дальнейший путь посольства шел вверх по Тереку и дальше по р. Баксану и через перевал Донгузорун (3200 м) на Сванетию». 1 ноября посольство добралось до пункта «Влешкараш» (Лашхраш).

​Статейный список Федота Елчина (1639 мая 29-1640 август)

​Лета 7147-го маия в 29 день по Государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу[1] указал Государь быти на своей[2] Государеве службе в Дидьянской земли Федоту Елчину[3] да с ним попу Павлу да подьячему Федке Баженову[4]. У руки царьской были маия в 29 де.​

Отпушены с Москвы июня в 2 де. На Коломну приехали июня в 6 де. Отпущены того же числа. В Переслав Резанской (г. Рязань – Дж. Г.) приехали июня в 8 де. Отпущены из Переславля июня в 10 де. [5] В Касимов приехали июня в 13 день. Отпущены июня же в 14 де. В Мурам приехали июня в 16 де. Отпущены того же числа. В Нижней приехали июня в 18 де. Отпушены из Нижнева июня в 21 де; держали[6] за провожаты стрелцами. В Кузмодемьянской приехали июня в 22 де. Отпушены того же числа.​

В Казань приехали июня в 24 день[7]. Отпушены из Казани июня в 3 де[8]... В Тетюши приехали июля в 6 де. А Тетюшах дожидалис Кизылбаских купчин июля по 10 де. На Самару приехали июля в 16 де. Отпушены с Самары июля в 18 де. На Саратов приехали июля в 23 де. Отпушены с Саратова июля в 24 де. На Царицын приехали июля в 28 де. Отпушены с Царицына июля в 30 де. На Черной Яр приехали августа в 2 де. Отпушены августа в 3 де.​

В Астрахан приехали августа в 7 де[9]. Отпустили августа в 19 де.​

На Терек приехали августа в 29 де[10]. Отпушены с Терка сентября в 22 де.​

В​ Алегукину Кабарду​ приехали октября в 2 де[11]. А в роздачю дано​ Хапуке мурзе​ четыре аршина сукна краснова аглинскова, да зерколо немецкое с потальею болшое. Да​ Отажук мурзе​ дано четыре аршина сукна краснова аглинскова, да зерколо болшое немецкое с потальею. Да Алегукиной жене дано зерколо болшое немецкое с потальею[12]. Да провожатым Хапукину​ узденю Пшуке​ дано два аршина сукна краснова аглинскава, каторые​ провожали да Карочаев ис Кабарды.​

​А в​ Корочаеву Кабарду(1) пришли октября в 13 де[13]. Да Карачаевскими князьям двум братом дано Елбуздуку да Елистану четыре аршина сукна краснова аглинскава да восем киндяков. Да Олегука прислал из Обазы октебря в 29 де узденя своего Уранбу, а велел у меня у Федота взят четыре аршина сукна краснова аглинскава[14].​

​А пошли ис Корачеев[15] октября в 28 де; а пошли покинув седла в Корочеях[16], а после нас​ Хапука мурьза​черкаскай взял к себе лошеди.​

​А пришли в Сонскою землю в деревню Влешкараш ноября в 1 де. А пошли из Влешкараша ноября в 2 де.​ А пришли Вескеру тагоже числа. Да оне ш несли вьюк​ ис Корачаи, а изо вьюка вынели сукна лазоревава десят аршин да два зеркола болшие немецкие с потальею да двенацат ножей да кумач; да им жо дано за пранос два аршина сукна.​

​А ис Соней пошли ноября в 9 де; а в Дидьянскою землю пришли ноября 13 де в деревню в Худоню. Да Сонским провожатым дано, которые провожали да дидьянския земли, четыре аршина сукна настрафилю краснова да восем ножей немецких да четыре зеркала. А провожал Уранканской князь Обоза(2).​

​...А нонеча де у нашего царя Левонтя кручина[90], а как кручина минетца и он де к великому Государю посла пришлеть, говорил епискуп Ондрей и Рамазан.​ Нонеча де вас царь Левонтей отпускает с Олегукиным послом, для таво што Олегукин​ посол Элистан ​говорил царю Левонтью, што приказыв говорить Олегука: отпустите Государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии холопей, а моих кунаков.​ И царь де Левонтей по их слову отпускает вас с Олегукиным послом; а как де бы не Олегукина посола слова и вам де было столко у нас жить, сколко у вас Гаврил на Руси жил[91].

​...А в Дидьянскою землю из Олегукиной Кабарды путь тесен, горы непроходимые, а конной дороги отнют нет, а пешия ходят[96] з горям. А промеж гребеней лежит снег от зачатья свету; каторой год снег идет и тот себе слоем обледенев и лежит, а которые снеги старые от прежних лет и те лежат позеленев, аки Турской купороской[97].

​...Мая в 22 де пошли из Дидьянския, а пришли в Сонскою землю мая в 26 де.​ А провожатым дано Элистану да Билшуке за провожанья 5 аршин сукна да четверы дороги да 2 яфимка денех, да поп Павел дал пищал да аршин сукна настрафилю лазарева.​

Ис Соней пошли июня во 8 де, а пришли в​ Черказы к Хопукину в Коборду​ июня в 12 де. Да Хапука четверых коней не отдал[98] двое Федотавых да папова лошет да подьячева лошед; Федотава как одна пала, а те трое лошедей ваших украли.​

​От Хапуки поехали июня в 28 де, а приехали в​ Ылдареву Кабарду​ июня в 29 де; а из​ Ылдаревой Кабарды​ поехали июня в 30 де, а приехали в Онзоров(3) кабак таго ж числа. Из Онзорова кабака поехали июля в 4 де, а на Терек приехали июля в 11 де; с Терку поехали июля в 21 де, а в Астарахань приехали июля в 31 де, а из Астарахани поехали августа в 13 де[99].

​[11] И Алегуки в Кабарде не было, а был в Абазах(4); а в кабаках были братья ево Хапука да Отожука. И он Федот Государеву грамоту, которая была послана к Алегуке о ево Федотове с товарыщи пропуске отдал Хапуке да Отожуке мурзом; да от себя почесть дал им по 4 аршина сукна настрафилю красново да....

[12] И Хапуга и Хотожука отпустил их в Карачаеву Кабарду октября в 6 де, а с ними послал в провожатых уздения свего Пшуку и они тому узденю дали в почесть за провожанье....​

[13] и показали Карачаевским князем двум братом Елбуздуку да Елистану Государеву проезжую грамоту, а в почесть им....

[14] и он не хотя ево Алегуки розгневить дал 4 аршина сукна аглинского узденю ево Уранбе. Да в Карачаеве же Кабарде умер подьячей Федор, которой с ним Федотом послан был с Москвы.​

[15] в Сонскую землю через снежные горы пеши.....​

[16] потому что на лошадех было ехать немочно и путь был добре нужен, все шли около гор по косогору; а под рухляд наимовали Карачаевских мужиков, а давали наиму до Сонские земли от ноши по полуаршина сукна настрафилю.​

1) Корочаева (Карачаева) Кабарда [как и Казыева, Шолохова, Мударова, Алегукина, Ылдарева Кабарда и др.], берет свое название от имени кабардинского владетеля Карашай (Хорошай). Отсюда и происходит сие название Карачай, которое стало этнонимом, а если быть точнее - эпонимом

2) Послов провожал присланный Алегуко Шегануковым из Абхазии князь (уздень) Уранба, т.е. «Уранканский князь Обоза». Длительное нахождение Алегуки в Абазах, можно объяснить, как поездку сюзерена к своим вассалам

3) Анзоровы, как и Тамбиевы, Куденетовы, являлись в Кабарде самыми влиятельными узденями

4) Владетель, верховный князь-валий Большой Кабарды (1624-1654) Алэджыкъуэ Щэуджэныкъуэ

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)