Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Особенности свадебных обрядов у черкесов Косово

Особенности свадебных обрядов у черкесов Косово

Особенности свадебных обрядов у черкесов Косово
История
zafe
Фото: Адыги.RU
00:40, 21 июль 2021
232
0
Эту уходившую бабушку мужа невестка называла «старшей свек­ровью» (гощэп1ашъ), а мать мужа — свекровью (гуащэ). Давала новые имена золовкам. Если в доме была незамужняя золовка, ей давали имя «Девушка» (Пшъашъэ), вторую золовку называли «Стройная девушка» (Пшъэшъэ псыгъу), третью — «Маленькая красивая» (Дэхэц1ык1у). Де­верей называли: первого (старшего) — «Парень» (Шъао), второго — «Мальчик» (Шъэоц1ык1у), третьего — «Маленький дворянин» (Оркъы- жъый). Надо отметить, что новые имена для первых лиц были заранее обговорены. Когда парень женился по договоренности с невестой или когда умы­кал ее, не имело значения,— он во время свадьбы жил в семье друга «промежуточный дом». Эту семью называли «нанжъый», а этого друга называли «шьэокъот» — «друг новобрачного». Семья, в которой нахо­дился новобрачный, объявляла: «У нас появился сын».
Особенности свадебных обрядов у черкесов Косово

Эту уходившую бабушку мужа невестка называла «старшей свек­ровью» (гощэп1ашъ), а мать мужа — свекровью (гуащэ). Давала новые имена золовкам. Если в доме была незамужняя золовка, ей давали имя «Девушка» (Пшъашъэ), вторую золовку называли «Стройная девушка» (Пшъэшъэ псыгъу), третью — «Маленькая красивая» (Дэхэц1ык1у). Де­верей называли: первого (старшего) — «Парень» (Шъао), второго — «Мальчик» (Шъэоц1ык1у), третьего — «Маленький дворянин» (Оркъы- жъый). Надо отметить, что новые имена для первых лиц были заранее обговорены.

Когда парень женился по договоренности с невестой или когда умы­кал ее, не имело значения,— он во время свадьбы жил в семье друга «промежуточный дом». Эту семью называли «нанжъый», а этого друга называли «шьэокъот» — «друг новобрачного». Семья, в которой нахо­дился новобрачный, объявляла: «У нас появился сын». Друзья ново­брачного приходили в эту семью и проводили время в веселье и радос­ти. А когда люди, пришедшие на свадьбу, расходились, друг приводил его домой. Немного посидев, он возвращался домой, оставляя моло­дых наедине. Примерно через неделю после вывода невестки назнача­ли день «проводов новобрачного». К этому дню готовились как в семье новобрачного, так и в семье друга. Молодые друзья новобрачного уст­раивали игрища, в семье друга накрывали стол, угощались. Когда про­вожали новобрачного домой, казалось, что едет свадебный кортеж. Ро­дителей жениха и их родственников собирали в специально отведенной для этой цели комнате. В эту комнату новобрачный входил вместе со своим другом, всем находящимся в комнате молча целовал руки, по­том его усаживали у дверей. Друг говорил собравшимся: «Пусть ваша невестка и ваш сын будут счастливы, здоровы, дайте нам разрешение вернуться к своим друзьям». После этого устраивали свадьбу, веселье.

Немного потанцевав, усаживались за стол, раздельно мужчины и жен­щины. Невестка со своими сопровождающими подругами тоже при­сутствовала на этом веселье, но не танцевала. Эту свадьбу называли «завершающей». Утром следующего дня новобрачный просыпался в своем доме. Другу, у которого он жил во время свадьбы, он дарил комп­лект одежды и вместе со свадебными яствами отвозил ему домой. Начи­ная с этого времени семьи становились близкими родственниками.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)