Особенности приветствия у черкесов

Особенности приветствия у черкесов
История
zafe
Фото: Адыги.RU
08:14, 11 январь 2021
622
0
О достоинстве и воспитанности человека могли судить и в зависимости от того, как ведет он себя в пути и особенно при встрече с другими людьми, насколько соблюдает так называемый «этикет дороги» – гъуэгуанэ хабзэ. Например, если идут рядом двое мужчин, младший обязан занять позицию слева, уступая правую, почетную сторону старшему. Если их трое, то самый старший стоит в центре, а двое младших должны расположиться следующим образом: самый младший идет справа от самого старшего, выполняя роль посыльного, ординарца, а третий или средний по возрасту – слева от самого старшего мужчины, находящегося в центре...
Особенности приветствия у черкесов

О достоинстве и воспитанности человека могли судить и в зависимости от того, как ведет он себя в пути и особенно при встрече с другими людьми, насколько соблюдает так называемый «этикет дороги» – гъуэгуанэ хабзэ. Например, если идут рядом двое мужчин, младший обязан занять позицию слева, уступая правую, почетную сторону старшему. Если их трое, то самый старший стоит в центре, а двое младших должны расположиться следующим образом: самый младший идет справа от самого старшего, выполняя роль посыльного, ординарца, а третий или средний по возрасту – слева от самого старшего мужчины, находящегося в центре.

Если один из двух идущих рядом мужчин был гостем в этой деревне (в этих краях), то другой из них, даже если он был гораздо старше гостя, занимал позицию слева, уступая почетное место справа гостю.

О том, какое значение придавали в таких случаях оппозиции «справа – слева», свидетельствуют и некоторые другие дополнительные правила, действовавшие, в частности, в Кабарде. Так, двигаясь по улице, мужчина старался держаться левой стороны, уступая чисто символически правую, почетную сторону своему еще живому отцу. Это обязательно отмечалось окружающими как поведение, заслуживающее похвалы, как признак почтительного отношения путника к своим родителям.

Целому ряду аналогичных норм подчинялось также поведение людей при встрече в пути. По общему правилу, известному под названием шу- дэгъэзэ при встрече где-нибудь в поле двух всадников младший из них (по возрасту или рангу) после обмена приветствиями обязан был развернуться и, пристроившись слева от старшего, продолжить путь вместе с ним, то есть в обратном порядке. В таких случаях старший мог воспользоваться обычаем и взять с собой младшего как своего подручного. Но мог и отпустить, поблагодарив за проявленное внимание к нему самому и к обычаю предков.

[img]"[/img]

Подпишись на телеграмм канал. Там больше всего

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х