Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Общество » Ветеран уголовного розыска. Полковник милиции в отставке Азмет Хутыз отмечает 90-летие

Ветеран уголовного розыска. Полковник милиции в отставке Азмет Хутыз отмечает 90-летие

Ветеран уголовного розыска. Полковник милиции в отставке Азмет Хутыз отмечает 90-летие
Общество
zafe
Фото: Адыги.RU
08:50, 16 июнь 2020
740
0
Полковник милиции в отставке Азмет Хутыз всю свою жизнь посвятил работе в правоохранительных структурах Адыгеи. Уже 30 лет он бессменно возглавляет ветеранский совет сотрудников органов внутренних дел республики. И свое 90-летие встречает также в работе.
Ветеран уголовного розыска. Полковник милиции в отставке Азмет Хутыз отмечает 90-летие
Полковник милиции в отставке Азмет Хутыз всю свою жизнь посвятил работе в правоохранительных структурах Адыгеи. Уже 30 лет он бессменно возглавляет ветеранский совет сотрудников органов внутренних дел республики. И свое 90-летие встречает также в работе.

Как все начиналось?
История становления милиции Адыгеи насчитывает множество страниц, повествующих о профессио­нализме и доблести людей, призванных служить закону и правопорядку. Одним из легендарных офицеров в ней является Азмет Хутыз. Несмотря на солидный возраст, он всегда в строю и продолжает нести службу в МВД по Республике Адыгея.
— Сегодня в нашем ведомстве, пожалуй, нет более авторитетного и уважаемого человека — Азмет Консаович Хутыз более 30 лет отдал службе в правоохранительных органах. Из них четверть века он курировал самое сложное и ответственное направление работы регионального ведомства — уголовный розыск. Его считают своим учителем несколько поколений сыщиков Адыгеи. Многие из его учеников стали руководителями самого высокого ранга, — говорит министр внутренних дел по Адыгее — генерал-майор полиции Владимир Алай.
В числе учеников Азмета Хутыза — первый министр внутренних дел по Республике Адыгея Владимир Михненко, многие другие офицеры и сотрудники младшего состава. И сегодня молодые офицеры нередко обращаются к прославленному ветерану за советом, а опытные коллеги-полицейские иногда приходят просто поговорить. Азмета Консаовича, как говорят, отличают добрый, хотя и твердый, характер, отличная память, аналитический ум и способность оценивать происходящие сегодня события объективно, без пристрастий.
Службу он начинал в органах Госбезопасности. В шестидесятые годы, когда перешел работать в Управление внутренних дел Адыгейского облисполкома, штат сотрудников областного отдела уголовного розыска состоял всего из 5 человек.
— В 1953 году я окончил Харьковское двухгодичное училище Министерства госбезопасности СССР. Меня направили работать в Майкоп — помощником опер­уполномоченного Комитета госбезопасности по Адыгейской автономной области. К тому моменту я уже был членом партии, и, кроме основной работы, меня назначили секретарем местной партийной организации отдела КГБ. В 1954 году в стране произошло объединение органов КГБ и МВД. А в декабре 1959 года по рекомендации Адыгейского обкома партии я был назначен заместителем начальника УВД области. В этой должности  проработал бессменно более 26 лет, — рассказал Азмет Хутыз.
До 1976 года в УВД Адыгейского облисполкома по штату был положен единственный заместитель начальника с обширными задачами — от политического воспитания сотрудников, исполнения оперативных задач до решения насущных хозяйственных вопросов. Областное УВД тогда располагалось в Майкопе по улице Пролетарской — в нем и сегодня находится часть городского отдела МВД России.
— Я, как и многие другие сотрудники, жил на частной квартире недалеко от центра города. Домашние телефоны тогда были редкостью, и если что-то вдруг случалось ночью, поднимали стуком в окно дома — приезжал дежурный на полуторке, тогда в УВД и транспорта другого не было, — делится воспоминаниями ветеран.
Так же, как и сегодня, в любое время суток оперативные сотрудники были обязаны доложить, что и где произошло, кто задействован в розыске, кто — в следственных действиях. Отдельной дежурной части тоже не было. Дежурили сотрудники разных подразделений УВД по сменам. 
Криминогенная ситуация
По статистике, большее количество преступлений совершается в темное время суток. Поступая на службу в правоохранительные органы, каждый сотрудник знает, что день его работы будет ненормированным. По словам Азмета Консаовича, молодым сотрудникам спать очень хотелось: 
— Когда работал оперативником в КГБ, нормальный рабочий день длился до полуночи, раньше никто из оперов домой не уходил. И в милиции не пришлось отсыпаться… 
Поскольку в дежурных частях отделов УВД области не было штатных сотрудников, дежурить на сутки заступали милиционеры из различных служб и подразделений милиции. Низким был и уровень материально-технического обеспечения — банально не хватало транспорта. Если учесть, что и личного состава было втрое меньше, чем сейчас, работа в милиции была очень тяжелой. Но они справлялись с поставленными задачами.
— В начале 1970-х годов, а я приступил к работе в милиции в январе 1960-го, криминогенная обстановка была несколько иной. Квартирных краж, разбоев, грабежей в регионе было мало. Если где-то в сельской местности что и случалось, происшествие было связано с дракой и хулиганством. Бытовых преступлений в селах регистрировалось не много. По бытовым происшествиям местного уровня люди предпочитали не обращаться в милицию — общественное порицание было суровым наказанием! Характер людей и времени был таким — наследие послевоенных лет, — рассказал Азмет Консаович.
Несмотря на малочисленный состав подразделения и недостаточную техническую оснащенность уголовного розыска, оперативникам удалось раскрыть десятки тяжких и особо тяжких преступлений. В оперативно-служебной деятельности милиции тех лет, как и сегодня, главными были борьба с уголовной преступностью и обеспечение охраны общественного порядка для жителей региона. К середине 1970-х оперативная обстановка стала достаточно непростой.
— Уровень уличной преступности вырос. Учащались имущественные преступления, не редкостью стали преступления против личности. Это были основные направления работы уголовного розыска. Еще один нюанс — в конце 60-х годов мы стали выявлять и регистрировать преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, до этого времени их просто не было, — рассказал Азмет Хутыз.
Среди раскрытых особо тяжких преступлений, по словам Азмета Консаовича, было задержание банды братьев Самойленко, за которыми числилось более 30 жертв, они терроризировали людей на юге страны несколько лет. Именно в Майкопе братьями Самойленко было совершено первое совместное преступление — они вскрыли автогеном замок гаража и похитили автомобиль «Жигули», на котором уже с другими государственными номерами затем совершали многие свои преступления.
— К моменту задержания и ликвидации троих бандитов на их счету было 32 жестоких убийства. Эта банда действовала на автодорогах Краснодарского и Ставропольского краев. Хладнокровные и беспринципные преступники, они переодевались в милицейскую форму, останавливали понравившиеся им машины. Расстреливая водителей и пассажиров, «добывали» деньги и материальные ценности. Это одно из сложных в раскрытии, тяжелых уголовных дел, но мы справились. Банда прекратила свое существование в начале 
1980-х. Все преступники получили по заслугам, — рассказал Азмет Хутыз.
Системные особенности
Жизнь меняется, а вместе с ней меняются социальный характер общества и его проблемы. Трудолюбие сельских жителей Адыгеи оценили в других регионах — возник спрос на сельхозпродукты, а значит, и возможность получить дополнительный доход от своего труда. Но официально излишки с огородов, садов и домашнего хозяйства люди должны были сдавать специально созданным кооперативным заготовителям. Продать самому выращенный урожай было нелегко, а бороться с теми, кто пытался получить доход от собственноручно выращенных помидоров, пришлось советской милиции. 
— Да, было и это — так называемая борьба со спекуляцией. Цена за килограммы сданных продуктов в заготконторах была мизерной. Поэтому сельские жители, чтобы иметь дополнительный доход для семьи и того же хозяйства, пытались вывозить продукты на рынки в центральные регионы. В районах сельской Адыгеи, в разных местах стояли огромные грузовики, которые прибывали сюда, минуя заготконторы, — спекулянты, жулики, как тогда считалось. С этими скупщиками люди договаривались на вывоз, загружали, и было понятно, что по факту помидоры уже проданы, деньги получены. Но, чтобы выехать за пределы хотя бы Краснодарского края, спекулянты брали с собой селян. Таких скупщиков задерживала милиция, их привлекали к ответственности за спекуляцию, — вспоминает Азмет Хутыз.
Такая «борьба» приносила доход государству — на продукции заготконтор работали перерабатывающие заводы, которых тогда было очень много. 
Кстати, очень часто милицию тех лет упрекали в «палочной» системе отчетов: любой зарегистрированный факт учитывался и характеризовал качество работы сотрудников милиции. Долгие годы систему стремились изменить, но она возвращалась.
— Я думаю, другого способа учитывать качественные показатели в работе не существует. Исторически так сложилось, что эффективность работы МВД, да любых органов правоохранительной системы, оценивается по количеству совершаемых на территории правонарушений и их пресечению — возбуждению уголовных дел, расследованию, их прохождению через суд. В МВД выделяются основные направления деятельности и дается им оценка. К примеру, если количество тяжких преступлений растет, значит, не дорабатываем, уменьшается — должны знать почему. Анализ ситуации дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие, — считает Азмет Хутыз.
Как говорит ветеран, сложных для решения задач у сотрудников МВД по Адыгее сегодня не меньше, чем в те далекие годы. 
— Современные мошенники — очень серьезная криминальная проблема, изобретенная преступностью техногенного века. Противостоять им можно только бдительностью каждого человека, но как раз бдительность сегодня не является для большинства людей первостепенной, — говорит Азмет Хутыз.
Техногенность общества — она для всех, кто живет в согласии с законом и вне его. Поэтому появляются новые виды преступлений, с которыми сегодня бороться труднее, чем вчера.
— С участием ветеранов МВД в Адыгее ежегодно раскрывается около сотни преступлений. В ветеранской организации органов внутренних дел по РА официально состоят более 300 сотрудников МВД РФ. Каждый из них — от сержанта до полковника — по-прежнему несет в душе свою долю ответственности за мир и порядок в обществе. Все события истории страны и республики они помнят досконально, потому что не просто прошли путь службы Закону, пропустили их через свое сердце и душу, — говорит руководитель отдела информации и общественных связей МВД по РА полковник внутренней службы Байзет Гомлешко. 
Азмет Консаович Хутыз долгие годы работает в должности советника министра по работе с ветеранскими организациями. Он сделал все от него зависящее, чтобы помочь ушедшим на пенсию милиционерам. Они, товарищи офицеры, по-прежнему в строю. Им доверяют главное — наставничество молодых сотрудников гарнизона полиции Адыгеи. 
СПРАВКА
Азмет Хутыз родился 5 июня 1930 года в ауле Ленинохабль Теучежского района. В 1951 году окончил технологическое отделение Майкопского сельскохозяйственного техникума пищевой промышленности, а в 1953-м — оперативную школу Министерства госбезопасности СССР. С 1953-го по 1960 год служил в органах государственной безопасности. С 1960-го по 1986 год занимал должность заместителя начальника по оперативной работе Управления внутренних дел Адыгейского облисполкома. Более четверти века курировал деятельность уголовного розыска. Окончил Высшую школу МВД СССР и Адыгейский государственный педагогический университет. С 1986 года работал в должности уполномоченного по делам религии Совета министров СССР, в 2006 году назначен на должность советника министра внутренних дел по РА по работе с ветеранами. Заслуженный работник МВД СССР. Имеет государственные и ведомственные награды, в том числе именное оружие России. Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)