Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Хозяйство в Северокавказской культуре и связь с другими культурами.

Хозяйство в Северокавказской культуре и связь с другими культурами.

Хозяйство в Северокавказской культуре и связь с другими культурами.
История
admin
Фото: Адыги.RU
04:05, 24 февраль 2020
408
0
Ведущее место в хозяйстве, как и в майкопский период, занимало скотоводство; в стадах имелся крупный и мелкий рогатый скот; лошадь использовалась в основном для верховой езды. Земледелие оставалось мотыжным; в начале II тысячелетия хлеб, по-прежнему, жали кремневыми серпами, а к концу тысячелетия - бронзовыми серпами. Возделывались пшеница и ячмень...
Хозяйство в Северокавказской культуре и связь с другими культурами.

Ведущее место в хозяйстве, как и в майкопский период, занимало скотоводство; в стадах имелся крупный и мелкий рогатый скот; лошадь использовалась в основном для верховой езды.

Земледелие оставалось мотыжным; в начале II тысячелетия хлеб, по-прежнему, жали кремневыми серпами, а к концу тысячелетия - бронзовыми серпами. Возделывались пшеница и ячмень.

Инвентарь курганов и поселений первой половины II тыс. до н.э. содержал в немалом количестве каменные предметы материальной культуры: боевые топорики изящной формы (в науке получили название «кабардино-пятигорские»), булавы из твердых горных пород (диорит, диабаз; такие булава характерны и для некоторых районов Закавказья и Передней Азии).

Для этой культуры характерна сугубо местная металлургия и металлообработка, о чем свидетельствуют исследования известных археологов А. А. Иессена, Е. И. Крупнова и др.

В частности, с середины II тыс. до н.э. наблюдается все возрастающая роль металла в быту северокавказских племен: появляются изящной формы бронзовые топоры, кинжалы переднеазиатского типа, наконечники копий и стрел, булавы (шаровидные, грушевидные, округло-яйцевидные), шилья, булавки более 10 типов, височные кольца, подвески в виде бычьих и бараньих голов, крючки и спиральные пронизи, иглы, пояса (из листовой бронзы), пряжки и др.

Необходимо отметить, что многие аналоги этих предметов найдены в памятниках на южных склонах Центрального Кавказа и в Западной Грузии, что говорит о тесных связях северокавказской, закавказской и западнокавказской бронзовых культур II тыс. до н.э.

Археологами установлено, что северокавказская культура имела также тесные связи с дольменной. Как уже подчеркивалось выше, особенно заметны контакты со степными племенами катакомбной и в меньшей степени - срубной культуры.

По наблюдениям антропологов, установлен небезынтересный для науки факт: по антропологическим данным катакомбники не являются потомками своих предшественников - племен ямной культуры и предками племен срубной культуры, которые сменили их; по всем признакам они стоят ближе к северокавказским племенам.

Однако от культуры последних их отличало одно существенное обстоятельство: для погребения в одной из стенок погребальной ямы, расположенной также под курганом, они устраивали выемку - катакомбу; вместе с покойником помещали глиняную курильницу в виде чаши с крестовидной ножкой, которая имела перегородку: в одной половине лежали угли, в другой - благовонные травы.

Катакомбники оставили множество курганов по всему Северному Кавказу, от Прикубанья до внутренних районов Дагестана
По мнению А. А. Иессена, детально изучившего бронзовый век Прикубанья, абазинские и адыгские (черкесские) племена в значительной степени генетически были связаны с племенами северо-запада Кавказа из далекого прошлого, культурное единство которых сложилось «не позже позднего бронзового века».

Данный вывод А. А. Иессена, наблюдения антропологов, о которых сказано выше, а также утверждение исследователей, что майкопская культура «погасла» не в результате потери связей с Югом, по причине вмешательства дольменостроителей, а вследствие серьезного влияния степных племен Предкавказья убеждают в том, что ашуйцы - авторы майкопского кургана и праадыги - сотворители этой культуры, жившие севернее них по средней и нижней Кубани, в Причерноморье и Приазовье, могли частью отступить в горы и к побережью Черного моря под натиском степняков, а другой частью смешаться с ними, что дало в итоге новые археологические культуры: катакомбную и прикубанскую конца бронзового - начала железного века.

Это обстоятельство, а также факт постоянного соседства в горах Западного Кавказа племен дольменной культуры с майкопской, потом – с северокавказской и катакомбной дают нам право говорить о том, что западнокавказские племена (предки народов абхазо-адыгской языковой группы) присутствовали здесь бессменно со времен, по крайней мере, «неолитической революции» и в последующие эпохи.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)