Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Версии о времени и продолжительности существования дольменной культуры.

Версии о времени и продолжительности существования дольменной культуры.

Версии о времени и продолжительности существования дольменной культуры.
История
zafe
Фото: Адыги.RU
04:05, 24 февраль 2020
495
0
Каменные и редкие костяные находки в дольменах наводят ещё на одну мысль. Речь идет о датировке дольменной культуры. В прошлых статьях указывалось, что классическая археология отнесла начало этой культуры к 2400-2100 гг. и окончание к середине I тыс. до н.э...
Версии о времени и продолжительности существования дольменной культуры.

Каменные и редкие костяные находки в дольменах наводят ещё на одну мысль. Речь идет о датировке дольменной культуры.

В прошлых статьях указывалось, что классическая археология отнесла начало этой культуры к 2400-2100 гг. и окончание к середине I тыс. до н.э.

Однако, с этим согласиться нельзя по ряду существенных причин. Скорее всего, были правы те археологи, которые относили начало дольменостроения к концу неолитической эпохи.

Правы и те специалисты, которые отнесли датировку некоторых дольменов в Адыгее к IV - III тыс. до н.э. (дольмен №15 Кожжохской дольменной группы, дольмены "Хаджох I" и др.).

Об этом убедительно говорят каменные орудия труда, украшения и в особенности каменные наконечники дротиков, кремневые вкладыши от составных серпов и мотыгообразные орудия из камня, а также древние клинки.

Ведь не могли столь широко бытовать такие неолитические каменные орудия во II тыс. до н.э., когда в эту пору расцвела медно-бронзовая культура по всему Кавказу.

Наличие же в дольменах во множестве предметов из металла свидетельствует не столько о начале периода возведения каменных гробниц на Западном Кавказе, сколько о продолжении традиции захоронения в дольмены.

В подтверждение сказанного приведем иной пример. В некоторых северокавказских дольменах были найдены римский меч, золотые монеты, в том числе монета боспорского царя Рескупорида IV (215 г.).

В начале III в. н.э. не могло быть, конечно, и речи о возведении дольменов, ибо это было бы непременно зарегистрировано хотя бы одним из античных источников. Однако, таких сведений нет.

Наличие же в дольменах указанных предметов говорит, на наш взгляд, даже не о продолжении обрядности захоронения в дольменах, а о каком-то фетишистском явлении в культуре народа - наследователях дольменных гробниц, о их традиции жертвоприношения с оставлением «подарков».

Поэтому в начале темы о дольменной культуре преднамеренно указано, что она возникла раньше майкопской культуры и сопровождала все остальные вплоть до начала эпохи железа на Западном Кавказе.

По этой же причине многие археологи указывали, что дольменная, майкопская, куро-аракская, катакомбная, северокавказская, кобанская, колхидская (хоть и разновременные) имеют определенные связи и последовательную преемственность.

Вспомним хотя-бы и то, что со II века н.э. на кавказском Причерноморье стали возникать такие раннеклассовые государственные образования как Абасгия, Апсилия, Мисимиания, Санигия, Зихия со своими царями, а в северном Причерноморье -античное Боспорское царство, а также свидетельства об иных похоронных обрядах.

Ни один античный греческий или римский писатель и историк не упомянул о дольменном похоронном обряде.

Это говорит уже о том, что к тому периоду для абазино-абхазо-адыго-убыхских народов дольмены представляли некие памятники древности.

В предыдущих статьях были описаны вкратце предметы из курганов майкопской и других культур. Ниже будет приведено их сравнение с содержанием инвентаря из керамики и металла в дольменах.

Керамические предметы представлены прежде всего сосудами в виде горшков, чаш и мисок различной формы с несложным орнаментом или без орнаментальной штриховки, с одной или с двумя ручками, а иногда вовсе без ручек.

Они были изготовлены грубовато, вероятно, вручную, без применения специальных приспособлений. Очевидно, что дольменщики, как отмечал А. А. Формозов, не были знакомы тогда (IV - II тыс. до н.э.) с гончарным кругом.

Последний появился в Закавказье с середины II тыс. до н.э., лишь потом на Западном Кавказе. В. И. Марковин выделил 8 типов керамических сосудов. Керамическая посуда предназначалась покойникам для обряда жертвоприношения и возлияний в потустороннем мире.

Большим разнообразием представлены изделия из металла (в основном медно-бронзовые предметы, меньше всего золотых и серебряных вещей, а также железных): ножи, топоры, копья, тесла, шилья, крюки и различные украшения.

Бронзовые листовидные ножи, наиболее архаичные по форме, были найдены в дольменах на р. Фарс (маленький длиной 11,7 см, большой -17,5 см).

Б. А. Куфтин, рассматривая маленький подобный нож из кургана ст. Костромской, говорит о нём как о «реплике шумерских бритв IV тыс. до н.э. из Киша».

Схожие по размерам и форме ножи найдены в Дольменах сел. Верхняя Эшера и в бассейне р. Кизинка (приток р. Ходзь). Все они изготовлены из мышьяковистой бронзы.

Как считает В. И. Марковин, «такой металл с искусственной примесью мышьяка характерен для эпохи ранней бронзы Кавказа».

По его же описанию, некоторые ножи, найденные в дольменах (с. Верхняя Эшера, ст. Новосвободная), по своей длине и ширине лезвия могли вполне служить кинжалами.

Ранее В. И. Марковина к такому выводу пришли К. Х. Кушнарева и Т. Н. Чубинишвили, которые датируют подобные этим ножам древние клинки второй половиной III тыс. до н.э. и даже IV тыс до н.э.

Не так часто, но из некоторых дольменов ученые извлекали бронзовые топоры. Наиболее древний из них представляет собой форму топора-колуна (ст. Саратовская) и близок к эпохе майкопской культуры (сер. III тыс. до н.э.).

Другие топоры, найденные в селах Куланурхва и Верхняя Эшера, датируются более поздним временем (рубеж III и II тыс. до н.э.) и по своей форме схожи с вислообушными топорами Колхидской и Прикубанской культур.

В Дегуакско-Даховском поселении удалось обнаружить и формы, с помощью которых отливались бронзовые топоры.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)