Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Пути проникновения дольменной культуры на Кавказ.

Пути проникновения дольменной культуры на Кавказ.

Пути проникновения дольменной культуры на Кавказ.
История
admin
Фото: Адыги.RU
04:05, 24 февраль 2020
233
0
В эпоху неолита (4000 -3500 лет до н.э.) такие каменные гробницы строились в районах близких к морю в Северной Африке, Испании, Франции, Северной Германии, Дании, Южной Скандинавии, Иране, Сирии, Палестине, Индии, Корее, Маньчжурии и Японии. Найдены они и в Крыму, а также на юге Украины, прилегающем к этому полуострову...
Пути проникновения дольменной культуры на Кавказ.

В эпоху неолита (4000 -3500 лет до н.э.) такие каменные гробницы строились в районах близких к морю в Северной Африке, Испании, Франции, Северной Германии, Дании, Южной Скандинавии, Иране, Сирии, Палестине, Индии, Корее, Маньчжурии и Японии.

Найдены они и в Крыму, а также на юге Украины, прилегающем к этому полуострову.

В связи с этим высказывались предположения, что везде они возводились каким-то народом - мореплавателем.

Однако эта версия отвергнута учеными-кавказоведами. В частности Л. И. Лавров по этому поводу писал: «Из многих возражений, которые можно выдвинуть против подобных гипотез, укажу только одно, что нельзя представить себе переселение одного народа на многие десятки тысяч километров, во время которого переселенцы на всем своем пути оставили столь многочисленные усыпальницы.. .».

В том же духе высказался и А. А. Формозов, который подчеркивал: «Бесспорно лишь тяготение дольменов к приморским районам, указывающее на роль морских сношений в распространении этих своеобразных усыпальниц».

При этом А. А.Формозов учитывает положения работы Ж. Моргана на эту тему и его карту дольменов мира.

Рассматривая проблему происхождения дольменов, нельзя не упомянуть и точку зрения на эти вопросы В. И. Марковина, изложенную в нескольких его работах, в особенности в докладе на Крупновских чтениях в г. Нальчике в 1978 г.

В нем он подверг критическому анализу некоторые положения из работ Ш. Д. Инал-ипа, Л. И. Соловьева, Я. А. Федорова и других, высказывавших мнение о том, что предполагаемые предки абхазо-адыгов - кашки и абешла могли двумя - тремя волнами миграции привнести из Малой Азии в аборигенную среду кавказского Причерноморья ряд достижений культуры эпохи бронзы.

В то же время, соглашаясь с мнением Л.И.Лаврова, а так же указанных выше авторов о том, что строителями дольменов являются все
же предки абхазо-адыгов (за исключением Я. А. Федорова, считавшего, что дольменостроителями были только абхазоязычные племена), он отстаивает гипотезу о средиземноморском происхождении традиции дольменостроения на Западном Кавказе.

В частности, он говорит о близости дольменов Кавказа средиземноморским памятникам с Пиренейского полуострова и утверждает, что оттуда идея строительства дольменов могла попасть морским путем на Западный Кавказ только вместе с людьми - их носителями.

Если следовать точке зрения Л. И. Лаврова, - пишет В. И. Марковин, - то «кавказцам пришлось бы единоборствовать с морскими течениями (они идут с запада на восток), а не пользоваться ими, ведь все основные группы дольменов расположены там, где поблизости проходят сильные морские течения...».

По большому счету точки зрения Л. И. Лаврова и В. И. Марковина по вопросу об истоках - прародине дольменов разнятся лишь в одном: какими путями культура дольменов попала на Западный Кавказ.

Во втором же составляющем этого вопроса - какой этнос является воителем этой культуры - у них, как и у многих других ученых, одно мнение - ими являлись предки абхазо-убыхо-адыгских народов.

В отличие от взглядов Л. И. Лаврова и В. И. Марковина, абхазский ученый кавказовед Ш. Д. Инал-ипа выдвинул несколько иную теорию относительно природы дольменной культуры.

Вкратце она заключается в том, что «дольмены предполагают длительное предшествующее развитие местной культуры, непрерывную местную техническую традицию, в частности, в области обработки камня.

Эти традиции затем перешли непосредственно к поколениям строителей дольменов», т.е. он считает, что «нельзя умалять значение самостоятельного культурного развития» и преувеличивать роль в этом вопросе миграции населения, диффузии или переноса идеи, заявляя:
«почему, в частности, кавказские мастера заимствовали «идею» дольменов, а не других культурных достижений древневосточных народов?».

Если посмотреть на очень широкую географию традиции дольменостроения от крайнего запада Европы и до Японии, то мысль Ш. Д. Инал-ипа не кажется такой уж несостоятельной, с которой не мог согласиться В. И. Марковин.

Ведь в древнюю эпоху не могли же предки, допустим, норвежцев, германцев, датчан, или французов приплыть в Иран, Японию, Индию или наоборот – пранароды этих регионов мира к европейцам и, вернувшись к себе, внедрить эту погребальную традицию!?

Нельзя особенно рассчитывать и на роль диффузии культуры дольменостроения, ибо получилось бы то же самое, что и с земледельческой культурой Передней Азии, когда она путем
диффузии через контакты людей, дошла до севера Европы и Азии только через 4-5 тысячелетий.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х