Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Черкесы и Апрельское восстание в Болгарии 1876 г. устами болгарских писателей

Черкесы и Апрельское восстание в Болгарии 1876 г. устами болгарских писателей

Черкесы и Апрельское восстание в Болгарии 1876 г. устами болгарских писателей
История
zara
Фото: Адыги.RU
10:49, 05 февраль 2020
8 780
0
Тема участия черкесов в подавлении антитурецкого Апрельского восстания 1876 г. в Болгарии остаётся, к сожалению, малоизученной. Однако прежде чем переходить к освещению этого вопроса, следует сказать, чем в истории болгар было восстание 1876 г. Апрельское восстание – осевое событие в истории болгарского народа, история которого делится на «до» и «после» восстания. Данное восстание носило национально-освободительный характер, и привело, в конечном итоге, к постепенному падению 500-летнего османского владычества над болгарами. Этому событию болгарские писатели посвящали свои произведения как сразу же после него, так и в течение многих лет после его завершения. Руководители Апрельского восстания – национальные герои Болгарии (Васил Левски, Георги Бенковски, Христо Ботев и др.). В болгарской истории они известны как «апостолы
Черкесы и Апрельское восстание в Болгарии 1876 г. устами болгарских писателей
Тема участия черкесов в подавлении антитурецкого Апрельского восстания 1876 г. в Болгарии остаётся, к сожалению, малоизученной. Однако прежде чем переходить к освещению этого вопроса, следует сказать, чем в истории болгар было восстание 1876 г.

Апрельское восстание – осевое событие в истории болгарского народа, история которого делится на «до» и «после» восстания. Данное восстание носило национально-освободительный характер, и привело, в конечном итоге, к постепенному падению 500-летнего османского владычества над болгарами. Этому событию болгарские писатели посвящали свои произведения как сразу же после него, так и в течение многих лет после его завершения.

Руководители Апрельского восстания – национальные герои Болгарии (Васил Левски, Георги Бенковски, Христо Ботев и др.). В болгарской истории они известны как «апостолы свободы». Им посвящено множество книг, в их честь названы сотни улиц и даже горные вершины (гора Ботев – высочайших пик на Балканах). Всё, что связано с Апрельским восстанием – свято для каждого болгарина.

О восстании писали не только его рядовые участники, но и сами «апостолы свободы». Книги эти имеются практически в каждой болгарской семье. Особенно многочисленно литературное наследие Христо Ботева. Он писал не только об общем положении болгар в период восстания, но и поэтические произведения и прозу, а также касался частностей, например, участия черкесов в подавлении национально-освободительного движения болгарского народа в XIX в.

«Одно из самых больших несчастий, которое поразило наш народ, которое его убивает и экономически, и политически – это черкесы, которые в последние несколько лет наводнили… наше отечество… Разбойничье турецкое правительство приняла хищных сынов Кавказа, и дало им такую свободу, которой они не имели даже во времена своей независимости в Азии», – пишет Х. Ботев в статье «Черкесы в Турции» (1).

Согласно болгарским источникам, количество черкесов, переселившихся в Болгарию после Крымской войны 1863-1856 гг., достигало двухсот тысяч. Турки использовали черкесов в качестве вспомогательных отрядов для подавления выступлений болгар, в ответ давая им почти полную свободу действий в отношении местного населения.

Х. Ботев изображает черкесов как исключительно жестоких и высокомерных воинов («…может ли быть что-то более унизительное, варварское и бесчеловечное, чем насмешка над человеческим трудом и жизнью, которые терпит болгарин от… переселения этих жадных воров и кровопийц?»), влагая в их уста следующие слова, адресованные болгарину: «…воровство, грабежи и убийства увеличат твои муки…, и ты никогда не перестанешь быть рабом…»

Эпитеты, которыми Х. Ботев наделяет черкесов, предельно эмоционально окрашены, т.к. он был либо непосредственным участником соответствующих стычек, либо получал сведения о них из первых рук («кавказские звери», «убийцы» с «азиатской презрительной ухмылкой тирана»). Бросает он упрёк и европейским правозащитникам той эпохи: «И это всё реформы в глазах Европы!», подразумевая благосклонное отношение европейцев к туркам, несмотря на жестокости, чинимые теми в Болгарии. Как известно, в XIX в., в эпоху Танзимата, Османская империя взялась за проведение социальных реформ, в т.ч., в Болгарии, облегчив, в некоторой степени, быт покорённых народов. Европейцы, по геополитическим соображениям поддерживая Константинополь в его противостоянии с Россией, преподносили Османскую империю как якобы ставшее на путь реформ цивилизованное государство, и потому горести болгар оставались не услышанными.

В своей статье Х. Ботев приводит выдержки из «репортажа из Оряхово»:

«Черкесы! Ах, Боже мой, как горько! Уже и днём человек не смеет отойти далеко… Эти злодеи бесчестят невест и женщин, убивают невинность молодых девчат…» Далее Х. Ботев приводит перечень населённых пунктов, подвергшихся черкесским набегам – Тырновско, Бурувин, Мадан, Соколаре.

В Букевице молодую женщину черкесы исполосовали ножами за сопротивление при попытке её изнасилования. В Липнице, близ Оряхово, при попытке похищения девушки та ранила одного из черкесов мотыгой. Разъярённые налётчики обесчестили болгарку и отрезали ей косы в знак презрения, обрушившись на находившихся рядом односельчан девушки с ножами и ружьями.

В Кремени черкесы убили 5 чел., ограбили 3 дома. В Мряморене изнасиловали и обрили наголо молодую девушку. В Рашково убили 3 торговцев. В Пештени убили 1 чел. Всего же за 2 месяца в окрестностях Оряхово черкесами убито 30 чел. (1).

В статье «Бой между черкесами и болгарами» Х. Ботев пишет о том, что с появлением черкесов в Болгарии «нет числа грабежам и убийствам» (2). В с. Койнаре черкесы напали на помаков и болгар. В ответ болгары и помаки затеяли с черкесами перестрелку. Бой длился до самого вечера, и был таким напряжённым, что турецкая администрация вынуждена была послать жандармов для наведения порядка. Жандармы арестовали нескольких черкесов, чтобы доставить их для судебного разбирательства в Рущук, но по пути отпустили задержанных (2).

Х. Ботев не дожил до освобождения Болгарии от османского ига. Он был убит из засады, и существует три версии его убийства: Ботев пал от турецкой пули; Ботев пал от рук своих же; Ботева убили черкесы. Последнюю версию озвучил учёный-«ботевед», проф. Йоно Митев, автор книги «Кто убил Ботева?»: «…великий Ботев был убит из засады черкесскими предводителями Джумбулетом и Мустафето. Кто сделал фатальный выстрел, неизвестно… Они были вооружены американскими (sic! – ред.) ружьями «Винчестер», которые поражали насмерть с расстояния в 1200 м! Отметим на всякий случай, что позже Мустафето носил куртку Ботева» (3).

Й. Митев утверждает, что Джумбулат и Мустафето отрубили уже мёртвому Ботеву голову, и «на следующий день выставили её на площади во Враце» (3).


Примечания

1) «Черкезите в Турция» («Знаме», г. 1, брой 21, 6 юли, 1875 г.). Очевидно, под «Азией» имеется в виду Северо-Западный Кавказ – Прим. ред.
2) «Бой между черкези и българи» («Знаме», г. 1 брой 25, 27 август 1875 г.)
3) «Ботев не бил убит от своите, твърди историк-ботевед» (вестник «анализи», 13 юни 1994 г.)
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)