Возвращение, или История одного маленького черкесского аула
Этнография
Шла одна из самых трагических и длительных войн на Земле – война за присоединение Кавказа к России. Спустя два года после покорения Чечни, Дагестана и падения Шамиля, состоялась встреча императора Александра II с представителями Черкесского меджлиса. Это историческое событие происходило 18 сентября 1861 года в урочище Мамрукочей вблизи укрепления Хамкеты в священной вековой роще, что в 30-35 км от Майкопа.
Шла одна из самых трагических и длительных войн на Земле – война за присоединение Кавказа к России. Спустя два года после покорения Чечни, Дагестана и падения Шамиля, состоялась встреча императора Александра II с представителями Черкесского меджлиса.
Это историческое событие происходило 18 сентября 1861 года в урочище Мамрукочей вблизи укрепления Хамкеты в священной вековой роще, что в 30-35 км от Майкопа.
Черкесский меджлис был представительным органом основных Западно-Черкесских племен, руководил им Хаджи Керантук Берзек.
Газий Чемсо в своей книге «Возвращение» так описывает это судьбоносное для черкесского народа событие. Царь сказал: «Россия – большое государство, перед которым стоят грандиозные исторические задачи. Нам нужен выход к Черному морю. Я предлагаю вам согласиться с прокладкой через ваши земли трех дорог к Черному морю – Анапе, Новороссийску и Туапсе. Российская казна выплатит вознаграждение тем аулам, которые будут вынуждены переселиться из-за строительства дорог». В этом случае царь также обещал сохранить национальную самобытность, неприкосновенность религии и адатов. Администрация и суд будут осуществляться черкесскими выборными. Все это возможно, если губительная война будет прекращена, и черкесы подчинятся русскому царю.
Свою речь Александр II закончил словами: «Русское государство будет охранять адыгов от внешних врагов. Если мои условия не будут приняты, война будет продолжаться и ваш народ погибнет. Будьте благоразумны и подчинитесь».
Переводил адыгам речь царя полковник Лоов. Народ слушал в гробовой тишине. Первым слово от черкесов взял Хаджемуко – Хадже (он же Асланбеч Хаджемуко): «Наши предки долго боролись за свободу и родину и до наших дней сохранили ее для нас. Но теперь я вижу, что силой оружия мы не можем отстоять свои земли. Пришло время, когда мы должны присоединиться к какому-либо государству. Турция нам ближе по религии, но она не хочет оказывать нам военную помощь. Русских много. Нас слишком мало. Силы наши неравны. Я думаю, надо принять предложение русского царя, покориться судьбе. За это Бог не осудит нас...»
По рядам черкесов прошел неодобрительный ропот. Царь побледнел и попросил переводчика истолковать слова старца. После царь произнес: «Старец сказал правильно, но видно, что народу эти слова не понравились».
Вторым и последним выступил Тлиш Шуцежуко Цейко: «Русский царь сказал нам то, что должен был сказать. России понравился Кавказ, и уже 60 лет идет война за его покорение. Но и нам люба и дорога наша родина-мать. Мы, не жалея жизней, защищаем ее. Маленький народ, покоренный большим народом, растворится в нем. С окончанием нашей свободы окончится и наша самобытность. Мы храбро и беззаветно должны продолжать борьбу. Лучше гибель, чем рабство. Сильные духом умрут, но не покорятся. Слава героям!»
Одобрительный гул черкесов сопровождал эти слова. Царь и его свита услышали в нем угрозу, опасаясь народной ярости. Шуцежуко Цейко поднял руку и толпа затихла. Он сказал: «Царь – наш гость, а гость – священная особа. Пусть никто не подумает, что мы способны нарушить долг гостеприимства».
Руководитель Черкесского меджлиса Хаджи Берзек вручил царю документ с требованиями черкесов – прекратить военные действия, захват и заселение черкесских земель, строительство дорог и крепостей.
Завершая встречу, Александр II сказал: «Я даю месячный срок. Черкесы должны решить, желают ли они переселиться на Кубань. Или же пусть переселяются в Турцию».
Так была предрешена судьба черкесов. Еще три года продолжалась война. Она стала национальной катастрофой для древнейшего кавказского народа – девять человек из десяти погибли или стали изгнанниками.
Сегодня, оглядываясь через почти полтора столетия назад, трудно сказать, кто из двух ораторов был больше прав. Оба любили свою родину и народ. Хаджемуко – Хадже, будучи хладнокровным и рассудительным, с болью думал о будущем черкесов. Шуцежуко Цейко руководствовался чувством мести. Погибнуть или победить. Третьего пути для черкесов он не видел. Интересен факт, что многие из тех адыгов, кто сейчас возвращается с чужбины в Россию, носят фамилию Цей. Не исключено, что они являются потомками Шуцежуко Цейко – человека, выступившего за борьбу с царской Россией до конца. Вот так все возвращается на круги своя.
А дальше последовало то, что и должно было произойти. Большая часть адыгов выбрала Турцию, трезвомыслящие – переселились на Кубань. Для горских племен жизнь на равнине была тяжела и непривычна. Нелегкой была и доля казаков, которые начали осваивать Черноморское побережье и вымирали от малярии. Казачество стало постепенно возвращаться на Кубань. Черноморское побережье вторично обезлюдело. Последовало единственно верное, на мой взгляд, решение правительства – разрешить адыгам вернуться на Черноморское побережье. В те же годы началось переселение в этот регион поляков, чехов, бежавших из Турции армян и других народов.
Род моих предков Шхалаховых был выселен в аул Хаджемукохабль – ныне станица Дондуковская Кошехабльского района республики Адыгея. Весть о возможности вернуться на родную землю люди восприняли с большим воодушевлением. Шапсуги решили так: «Нас ждут наши горы и леса. Одичали без ухода сады, посаженные руками наших дедов и отцов. Мы слышим зов могил наших предков. Бог послал нам благословение, и мы возвращаемся на родину предков».
Большой отряд шапсугов, среди которых был и мой прадед Хахуцук Шхалахов, отправился в путь с целью добраться до Наужинского ущелья Туапсинского района. Впереди отряда ехал еще один мой родственник Шаупук Шхалахов. Все его распоряжения выполнялись неукоснительно. Через две недели тяжелого пути на волах Шаупука сломалось ярмо. Возвращенцы-шапсуги остановились на вынужденный привал. Выяснилось, что истрепалась упряжь у многих, продолжать путь на таком транспорте по извилистым горным хребтам и балкам очень рискованно. Суточный отдых прибавил сил. Путешественники осмотрели местность своего привала: каштановый лес и обилие дикоплодовых деревьев, горная речка и множество чистейших родников. Лучшего места для поселения и не придумаешь. На совещании старейшин было принято решение не продолжать путь и строить здесь жилища. Решение было воспринято всеми переселенцами с радостью. Так был заложен аул Большое Псеушхо.
Эта история сохраняется и передается в нашем роду. Мне ее поведал отец – Шхалахов Черандук Хаджумарович. Он же сберег и составленный дедушкой Хаджумаром список переселенцев, ранее нигде не публиковавшийся. Это главы 47 семей, которые участвовали в походе и стали основателями аула Большое Псеушхо. Вот они: Ачмизов Хатух, Ачмизов Циску, Коблев Шаупак, Коблев Хузан, Коблев Хатух, Коблев Шаубзу, Коблев Пшимаф, Коблев Шаджаш, Коблев Берчет, Коблев Хабрак, Коджешао Хадж, Кошмиз Гучипс,Нибо Куй, Нибо Шабатин, Нибо Хатух, Напсо Шаумаск, Напсо Хачмаф, Напсо Пак, Напсо Мерамук, Тешев Каймат, Тешев Пшимаф, Тешев Алебий, Тешев Хачебий, Тешев Багагуш, Тешев Хапку, Тешев Чищук, Тешев Хаху, Тешев Хатат, Хунов Пшихач, Хунов Пишкан, Шхалахов Хахуцук, Шхалахов Хачаш, Шхалахов Ислам, Шхалахов Натуц, Шхалахов Лахунаж, Шхалахов Ильяс, Шхалахов Хауд, Шхалахов Казбеч, Шхалахов Шауй, Шхалахов Шаупук, Чунтыжев Исламчерий, Чунтыжев Пишхиз, Чунтыжев Мшеост, Чунтыжев Начир, Чунтыжев Тхашкуч, Чунтыжев Мшеост, Бжасо Куадже.
К этому основному списку приложен еще один листок. На нем значатся Касполет, Алкес, Кошефиж, Ахмед, Сафербий, Мурат, Хыб и Ибрагим. Назначения этого перечня имен я еще не раскрыл. Вероятно, это тоже возвращенцы, фамилии которых остались неизвестны. Вполне возможно, что приведенный список возвращенцев, участвовавших в том путешествии, неполный или неточный. Я буду рад, если читатели дополнят или поправят его.
К концу 1980-х годов аул Большое Псеушхо насчитывал 850 жителей и являл собой процветающее селение. Колхоз, а впоследствии совхоз обеспечивал работой. Безработица была понятием диким. Такое явление могло процветать только в «загнивающем капитализме». На себе граждане ее в полной мере ощутили, когда руководители государства перевернули жизнь вверх ногами и в начале 1990-х годов пришел ненавистный доселе капитализм. Жизнь в ауле, как и во всей задемокраченной России, стала затухать. Сегодня в ауле проживет 86 человек. Для сравнения, возвращенцев – основателей села было около 200 человек из расчета по 4-5 человек в семье. И это не только в сравнении с ситуацией 150-летней давности. К примеру, в годы Великой Отечественной войны из аула ушло на фронт больше мужчин, чем сейчас жителей. Большое Псеушхо стало селением аксакалов. Для достижения доперестроечного уровня, предполагаю, понадобится не одна сотня лет.
Халид Шхалахов, кандидат сельскохозяйственных наук
Р.S. В ауле Большое Псеушхо есть памятное место. По рассказам моего деда Хаджумара Шхалахова, сына Хахуцука, знаменитый пианист и композитор Сергей Рахманинов, покидая Россию в годы революционных событий, проезжал через аул. Какое-то время он провел у Хаджумара, пока готовились пути для выезда из России. По сей день жив родник Хаджумара, в водах которого черпал вдохновение композитор Сергей Рахманинов и дом, в котором он останавливался. Родник и сегодня, как живительный источник, утоляет жажду физическую и духовную всех приходящих к нему. Автор выражает надежду, что воды неиссякаемого источника привлекут обессилевших в современной суетной гонке путников, и жизнь в ауле вновь забурлит.
Туапсинские новости
Это историческое событие происходило 18 сентября 1861 года в урочище Мамрукочей вблизи укрепления Хамкеты в священной вековой роще, что в 30-35 км от Майкопа.
Черкесский меджлис был представительным органом основных Западно-Черкесских племен, руководил им Хаджи Керантук Берзек.
Газий Чемсо в своей книге «Возвращение» так описывает это судьбоносное для черкесского народа событие. Царь сказал: «Россия – большое государство, перед которым стоят грандиозные исторические задачи. Нам нужен выход к Черному морю. Я предлагаю вам согласиться с прокладкой через ваши земли трех дорог к Черному морю – Анапе, Новороссийску и Туапсе. Российская казна выплатит вознаграждение тем аулам, которые будут вынуждены переселиться из-за строительства дорог». В этом случае царь также обещал сохранить национальную самобытность, неприкосновенность религии и адатов. Администрация и суд будут осуществляться черкесскими выборными. Все это возможно, если губительная война будет прекращена, и черкесы подчинятся русскому царю.
Свою речь Александр II закончил словами: «Русское государство будет охранять адыгов от внешних врагов. Если мои условия не будут приняты, война будет продолжаться и ваш народ погибнет. Будьте благоразумны и подчинитесь».
Переводил адыгам речь царя полковник Лоов. Народ слушал в гробовой тишине. Первым слово от черкесов взял Хаджемуко – Хадже (он же Асланбеч Хаджемуко): «Наши предки долго боролись за свободу и родину и до наших дней сохранили ее для нас. Но теперь я вижу, что силой оружия мы не можем отстоять свои земли. Пришло время, когда мы должны присоединиться к какому-либо государству. Турция нам ближе по религии, но она не хочет оказывать нам военную помощь. Русских много. Нас слишком мало. Силы наши неравны. Я думаю, надо принять предложение русского царя, покориться судьбе. За это Бог не осудит нас...»
По рядам черкесов прошел неодобрительный ропот. Царь побледнел и попросил переводчика истолковать слова старца. После царь произнес: «Старец сказал правильно, но видно, что народу эти слова не понравились».
Вторым и последним выступил Тлиш Шуцежуко Цейко: «Русский царь сказал нам то, что должен был сказать. России понравился Кавказ, и уже 60 лет идет война за его покорение. Но и нам люба и дорога наша родина-мать. Мы, не жалея жизней, защищаем ее. Маленький народ, покоренный большим народом, растворится в нем. С окончанием нашей свободы окончится и наша самобытность. Мы храбро и беззаветно должны продолжать борьбу. Лучше гибель, чем рабство. Сильные духом умрут, но не покорятся. Слава героям!»
Одобрительный гул черкесов сопровождал эти слова. Царь и его свита услышали в нем угрозу, опасаясь народной ярости. Шуцежуко Цейко поднял руку и толпа затихла. Он сказал: «Царь – наш гость, а гость – священная особа. Пусть никто не подумает, что мы способны нарушить долг гостеприимства».
Руководитель Черкесского меджлиса Хаджи Берзек вручил царю документ с требованиями черкесов – прекратить военные действия, захват и заселение черкесских земель, строительство дорог и крепостей.
Завершая встречу, Александр II сказал: «Я даю месячный срок. Черкесы должны решить, желают ли они переселиться на Кубань. Или же пусть переселяются в Турцию».
Так была предрешена судьба черкесов. Еще три года продолжалась война. Она стала национальной катастрофой для древнейшего кавказского народа – девять человек из десяти погибли или стали изгнанниками.
Сегодня, оглядываясь через почти полтора столетия назад, трудно сказать, кто из двух ораторов был больше прав. Оба любили свою родину и народ. Хаджемуко – Хадже, будучи хладнокровным и рассудительным, с болью думал о будущем черкесов. Шуцежуко Цейко руководствовался чувством мести. Погибнуть или победить. Третьего пути для черкесов он не видел. Интересен факт, что многие из тех адыгов, кто сейчас возвращается с чужбины в Россию, носят фамилию Цей. Не исключено, что они являются потомками Шуцежуко Цейко – человека, выступившего за борьбу с царской Россией до конца. Вот так все возвращается на круги своя.
А дальше последовало то, что и должно было произойти. Большая часть адыгов выбрала Турцию, трезвомыслящие – переселились на Кубань. Для горских племен жизнь на равнине была тяжела и непривычна. Нелегкой была и доля казаков, которые начали осваивать Черноморское побережье и вымирали от малярии. Казачество стало постепенно возвращаться на Кубань. Черноморское побережье вторично обезлюдело. Последовало единственно верное, на мой взгляд, решение правительства – разрешить адыгам вернуться на Черноморское побережье. В те же годы началось переселение в этот регион поляков, чехов, бежавших из Турции армян и других народов.
Род моих предков Шхалаховых был выселен в аул Хаджемукохабль – ныне станица Дондуковская Кошехабльского района республики Адыгея. Весть о возможности вернуться на родную землю люди восприняли с большим воодушевлением. Шапсуги решили так: «Нас ждут наши горы и леса. Одичали без ухода сады, посаженные руками наших дедов и отцов. Мы слышим зов могил наших предков. Бог послал нам благословение, и мы возвращаемся на родину предков».
Большой отряд шапсугов, среди которых был и мой прадед Хахуцук Шхалахов, отправился в путь с целью добраться до Наужинского ущелья Туапсинского района. Впереди отряда ехал еще один мой родственник Шаупук Шхалахов. Все его распоряжения выполнялись неукоснительно. Через две недели тяжелого пути на волах Шаупука сломалось ярмо. Возвращенцы-шапсуги остановились на вынужденный привал. Выяснилось, что истрепалась упряжь у многих, продолжать путь на таком транспорте по извилистым горным хребтам и балкам очень рискованно. Суточный отдых прибавил сил. Путешественники осмотрели местность своего привала: каштановый лес и обилие дикоплодовых деревьев, горная речка и множество чистейших родников. Лучшего места для поселения и не придумаешь. На совещании старейшин было принято решение не продолжать путь и строить здесь жилища. Решение было воспринято всеми переселенцами с радостью. Так был заложен аул Большое Псеушхо.
Эта история сохраняется и передается в нашем роду. Мне ее поведал отец – Шхалахов Черандук Хаджумарович. Он же сберег и составленный дедушкой Хаджумаром список переселенцев, ранее нигде не публиковавшийся. Это главы 47 семей, которые участвовали в походе и стали основателями аула Большое Псеушхо. Вот они: Ачмизов Хатух, Ачмизов Циску, Коблев Шаупак, Коблев Хузан, Коблев Хатух, Коблев Шаубзу, Коблев Пшимаф, Коблев Шаджаш, Коблев Берчет, Коблев Хабрак, Коджешао Хадж, Кошмиз Гучипс,Нибо Куй, Нибо Шабатин, Нибо Хатух, Напсо Шаумаск, Напсо Хачмаф, Напсо Пак, Напсо Мерамук, Тешев Каймат, Тешев Пшимаф, Тешев Алебий, Тешев Хачебий, Тешев Багагуш, Тешев Хапку, Тешев Чищук, Тешев Хаху, Тешев Хатат, Хунов Пшихач, Хунов Пишкан, Шхалахов Хахуцук, Шхалахов Хачаш, Шхалахов Ислам, Шхалахов Натуц, Шхалахов Лахунаж, Шхалахов Ильяс, Шхалахов Хауд, Шхалахов Казбеч, Шхалахов Шауй, Шхалахов Шаупук, Чунтыжев Исламчерий, Чунтыжев Пишхиз, Чунтыжев Мшеост, Чунтыжев Начир, Чунтыжев Тхашкуч, Чунтыжев Мшеост, Бжасо Куадже.
К этому основному списку приложен еще один листок. На нем значатся Касполет, Алкес, Кошефиж, Ахмед, Сафербий, Мурат, Хыб и Ибрагим. Назначения этого перечня имен я еще не раскрыл. Вероятно, это тоже возвращенцы, фамилии которых остались неизвестны. Вполне возможно, что приведенный список возвращенцев, участвовавших в том путешествии, неполный или неточный. Я буду рад, если читатели дополнят или поправят его.
К концу 1980-х годов аул Большое Псеушхо насчитывал 850 жителей и являл собой процветающее селение. Колхоз, а впоследствии совхоз обеспечивал работой. Безработица была понятием диким. Такое явление могло процветать только в «загнивающем капитализме». На себе граждане ее в полной мере ощутили, когда руководители государства перевернули жизнь вверх ногами и в начале 1990-х годов пришел ненавистный доселе капитализм. Жизнь в ауле, как и во всей задемокраченной России, стала затухать. Сегодня в ауле проживет 86 человек. Для сравнения, возвращенцев – основателей села было около 200 человек из расчета по 4-5 человек в семье. И это не только в сравнении с ситуацией 150-летней давности. К примеру, в годы Великой Отечественной войны из аула ушло на фронт больше мужчин, чем сейчас жителей. Большое Псеушхо стало селением аксакалов. Для достижения доперестроечного уровня, предполагаю, понадобится не одна сотня лет.
Халид Шхалахов, кандидат сельскохозяйственных наук
Р.S. В ауле Большое Псеушхо есть памятное место. По рассказам моего деда Хаджумара Шхалахова, сына Хахуцука, знаменитый пианист и композитор Сергей Рахманинов, покидая Россию в годы революционных событий, проезжал через аул. Какое-то время он провел у Хаджумара, пока готовились пути для выезда из России. По сей день жив родник Хаджумара, в водах которого черпал вдохновение композитор Сергей Рахманинов и дом, в котором он останавливался. Родник и сегодня, как живительный источник, утоляет жажду физическую и духовную всех приходящих к нему. Автор выражает надежду, что воды неиссякаемого источника привлекут обессилевших в современной суетной гонке путников, и жизнь в ауле вновь забурлит.
Туапсинские новости
Ссылки по теме: