БЗИЮКСКАЯ БИТВА
История
Бзиюкская битва - одна из самых трагических страниц истории адыгского народа. Произошла она в долине реки Бзиюк 10 июня 1796 года. В битве приняли участие около 18000 крестьян. Что послужило причиной этой трагедии? В конце XVIII в. в некоторых странах мира обострилась классовая борьба. Многие народы, доведенные до отчаяния социальным неравенством, поднялись на борьбу за свои права и свободу. Французская Буржуазная революция в 1789 году провозгласила свободу, равенство, братство и закрепила их в «Декларации прав человека и гражданина».
Бзиюкская битва - одна из самых трагических страниц истории адыгского народа. Произошла она в долине реки Бзиюк 10 июня 1796 года. В битве приняли участие около 18000 крестьян. Что послужило причиной этой трагедии?
В конце XVIII в. в некоторых странах мира обострилась классовая борьба. Многие народы, доведенные до отчаяния социальным неравенством, поднялись на борьбу за свои права и свободу. Французская Буржуазная революция в 1789 году провозгласила свободу, равенство, братство и закрепила их в «Декларации прав человека и гражданина».
В это же время в Черкесии усиливается классовая борьба, адыгские крестьяне начинают открыто выражать недовольство своим положением. Борьба за свои права широко развернулась у таких демократических племен, как шапсуги, абадзехи и натухаи, но самыми активными были шапсуги. Между тем шапсугские тлекотлеши (дворяне), мечтая получить княжеские титулы и пользоваться такими же привилегиями, как бжедугс-кие и кабардинские князья, все более притесняли свободных крестьян. Крестьяне же не хотели терять своей свободы и на народных собраниях отстаивали свои права. На одном из таких собраний народ, доведенный до крайней степени возмущения, лишил своих дворян права производства суда и расправы над зависимыми сословиями и произвел конфискацию имущества орков и тлекотлешей, накопленного ими неправедным путем.
Другим поводом к обострению антифеодальной борьбы шапсугских крестьян явился факт нарушения священных для адыгов норм гостеприимства дворянами Шеретлуковыми. Шеретлуковы, поправ вековые традиции адыгов, ограбили гостей и убили двух их защитников из принимавшего их рода. Шапсугские крестьяне были возмущены таким вопиющим фактом вандализма, учинили разгром.
Чтобы отомстить обидчикам, Шеретлуковы решили прибегнуть к помощи бжедугских князей и переселились всем родом в Бжедугию.
Бжедугские князья, заинтересованные в подавлении шапсугского крестьянского движения, дабы оно не стало примером для их крестьян, обратились за помощью к царской России.
Екатерина И, наученная горьким опытом пугачевского бунта, поручила атаману Котляревскому помочь князьям. Известная своим коварством царица и тут не изменила своему принципу «Разделяй и властвуй». В этой битве погибло 360 бжедугов и около 400 шапсугов и сражавшихся на их стороне натухаев. Один из главных зачинщиков Али-Султан Шеретлуков так и не получил разрешения вернуться в Шапсугию. Остальным разрешили поселиться на старых местах с условием, что они будут подчиняться общему собранию Хасэ.
Народное предание доносит до нас скорбные слова одной из шап-сугских матерей, потерявшей в этой роковой битве 6 своих сыновей. Когда же ей сообщили о гибели Батыр-Гирея Хаджемуко, бжедугского князя, она печально произнесла: «Плачь земля адыгов, ибо таких храбрых воинов, как мои сыновья, шапсуги еше родят, а такого отважного воина и мудрого предводителя, как Хаджемуко, бжедуги не родят и за 1000 лет...».
Мудрые слова шапсугской матери, передаваемые из поколения в поколение, напоминают нам о жестоких уроках истории.
В конце XVIII в. в некоторых странах мира обострилась классовая борьба. Многие народы, доведенные до отчаяния социальным неравенством, поднялись на борьбу за свои права и свободу. Французская Буржуазная революция в 1789 году провозгласила свободу, равенство, братство и закрепила их в «Декларации прав человека и гражданина».
В это же время в Черкесии усиливается классовая борьба, адыгские крестьяне начинают открыто выражать недовольство своим положением. Борьба за свои права широко развернулась у таких демократических племен, как шапсуги, абадзехи и натухаи, но самыми активными были шапсуги. Между тем шапсугские тлекотлеши (дворяне), мечтая получить княжеские титулы и пользоваться такими же привилегиями, как бжедугс-кие и кабардинские князья, все более притесняли свободных крестьян. Крестьяне же не хотели терять своей свободы и на народных собраниях отстаивали свои права. На одном из таких собраний народ, доведенный до крайней степени возмущения, лишил своих дворян права производства суда и расправы над зависимыми сословиями и произвел конфискацию имущества орков и тлекотлешей, накопленного ими неправедным путем.
Другим поводом к обострению антифеодальной борьбы шапсугских крестьян явился факт нарушения священных для адыгов норм гостеприимства дворянами Шеретлуковыми. Шеретлуковы, поправ вековые традиции адыгов, ограбили гостей и убили двух их защитников из принимавшего их рода. Шапсугские крестьяне были возмущены таким вопиющим фактом вандализма, учинили разгром.
Чтобы отомстить обидчикам, Шеретлуковы решили прибегнуть к помощи бжедугских князей и переселились всем родом в Бжедугию.
Бжедугские князья, заинтересованные в подавлении шапсугского крестьянского движения, дабы оно не стало примером для их крестьян, обратились за помощью к царской России.
Екатерина И, наученная горьким опытом пугачевского бунта, поручила атаману Котляревскому помочь князьям. Известная своим коварством царица и тут не изменила своему принципу «Разделяй и властвуй». В этой битве погибло 360 бжедугов и около 400 шапсугов и сражавшихся на их стороне натухаев. Один из главных зачинщиков Али-Султан Шеретлуков так и не получил разрешения вернуться в Шапсугию. Остальным разрешили поселиться на старых местах с условием, что они будут подчиняться общему собранию Хасэ.
Народное предание доносит до нас скорбные слова одной из шап-сугских матерей, потерявшей в этой роковой битве 6 своих сыновей. Когда же ей сообщили о гибели Батыр-Гирея Хаджемуко, бжедугского князя, она печально произнесла: «Плачь земля адыгов, ибо таких храбрых воинов, как мои сыновья, шапсуги еше родят, а такого отважного воина и мудрого предводителя, как Хаджемуко, бжедуги не родят и за 1000 лет...».
Мудрые слова шапсугской матери, передаваемые из поколения в поколение, напоминают нам о жестоких уроках истории.
Ссылки по теме:
Профессор АГУ Рашид Хунагов вошел в состав Совета ректоров вузов Кубани и Адыгеи
В Адыгее создадут не менее 40 агроклассов благодаря новому нацпроекту «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»
Госавтоинспекция Адыгеи предупреждает участников дорожного движения
Глава Адыгеи поздравил журналистов с Днем Российской печати
В 2025 году объем господдержки АПК Адыгеи составит почти 730 млн рублей