Танцевальная культура адыгов
Культура
«Для меня узнать народ – значит, узнать его танец, рождённый выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе,- подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далёком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера». (народный артист России Махмуд Эсамбаев) Танцевальное искусство – явление многогранное, разностороннее. У его вершины стоит классический балет, у основания – народный танец. Древний адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал самобытную хореографию, отражающую различные стороны своего мировоззрения. Адыги искали и находили особые формы и приёмы эмоционального выражения своих чувств в искусстве танца. Стремительный характер движений в танце придаёт зажигательность, своего рода
«Для меня узнать народ – значит, узнать его танец, рождённый выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа.
Танцы, которые издревле живут в народе,- подлинная энциклопедия жизни.
В каком бы далёком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».
(народный артист России Махмуд Эсамбаев)
Танцевальное искусство – явление многогранное, разностороннее. У его вершины стоит классический балет, у основания – народный танец. Древний адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал самобытную хореографию, отражающую различные стороны своего мировоззрения. Адыги искали и находили особые формы и приёмы эмоционального выражения своих чувств в искусстве танца. Стремительный характер движений в танце придаёт зажигательность, своего рода азартность, когда танцоры, как бы соревнуются между собой в физической выносливости. Об отваге и мужестве, необходимых в состязаниях, о ловкости и находчивости участников танцевальных турниров свидетельствуют строки древних нартских сказаний.
В гнев приходит Сосруко,
В землю меч он вонзает.
По его рукояти
На носках пробегает.
В гнев пришёл Бадыноко.
Меч, прославленный, в землю
Рукоятью вонзает
И по лезвию гордо
На носках пробегает.
Также танцам адыгов присуща величавая сдержанность и плавность движений.
Танец, возникнув и меняясь вместе с народом и его культурой, является в известной мере памятником художественной культуры, историческим источником информации о народе. Танцевальные композиции переходили из поколения в поколение почти без изменений и имели три разновидности: удж, исламей, кафа.
Уджы (в дословном переводе – «топтаться») являлись, как правило, круговыми танцами, где движение происходило в раз и навсегда установленном направлении.
Исламей, по мнению адыгского органолога и этнографа Ш.С. Шу в переводе означает «танцуй на носках». К настоящему времени «Исламей» претерпел значительные изменения.
В адыгском языке «Кафа» означает танец. Однако история происхождения этого танца, как пишут в своих исследованиях учёные, имеет географические корни и на языке черкесов близко по звучанию к слову «Кавказ». Поэтому «Кафа» – географический этноним. Постепенно значение этнонима закрепилось, как название танца, и если кто-нибудь спрашивал, какой танец танцуют, отвечали: «Кафа».
Ссылки по теме: