Хрупкий мир, который может нарушить даже обычная лошадь
Применительно к данной новости предыстория такова. В начале сентября нынешнего года в Кабардино-Балкарии прошло так называемое «Черкесское дерби». Всадники на своих скакунах должны были за 10 дней преодолеть 1000 километров, доказав тем самым выносливость и скорость лошадей кабардинской породы. Дистанцию успешно завершили три джигита из 11-ти, что позволило вписать их имена в «Книгу рекордов Гиннеса». Впрочем, спустя всего пару месяцев уже жители Карачаево-Черкесии решили перекрыть новоиспеченное достижение. По итогам десятидневного марафона они при непосредственном участии, как указано в новости, карачаевской породы благородного животного на 100 километров улучшили результат своих соседей. После такого успеха наездники удостоились почётных грамот одного из региональных ведомств и поздравлений от земляков. Под постами о награждении пяти человек появились тысячи комментариев. Среди них были как восторженные, так и негативные. Одни выговаривали властям, что столь грандиозное событие не посетил кто-нибудь из высшего республиканского начальства. Другие ставили под сомнение сам рекорд. Далее прямо противоположные мнения носили уже совсем иной характер в стиле – «завидуйте молча», «нашу породу переименовали и этим пользуются», «единственное достижение вашего народа – это…». Общие слова сменились оскорблениями персонального и национального характера. Дикость! Но, может быть, это и есть истинное лицо маленькой территории на Северном Кавказе — региона, где добрососедские отношения между людьми способна испортить рядовая дискуссия о рекордах и происхождении лошадей?
Известно, что споры о принадлежности к тому или иному народу некоторых видов животных (понимаю, что звучит странно, но это так), каких-либо предметов утвари или блюд испортили отношения между многими людьми. В том числе – в рамках отдельно взятых семей. Так, среди знакомых или друзей три интернациональные супружеские пары распались из-за айрана, либжи (оспаривали авторство напитка и блюда) и лошадей. Хотя, казалось бы, какой смысл ссориться из-за происхождения того, что вы едите, с чем играете, на что смотрите? Неужели предметы или пища станут менее приятными или вкусными, если их придумали не ваши предки? Или вы перестанете ездить на лошади, если в её ДНК отыщется ген иной породы, чем вы предполагали раньше? К слову, дебаты об истории происхождения карачаевской и кабардинской пород скакунов идут довольно давно. Одни (карачаевцы) считают своей породу лошадей, которая, по данным некоторых историков, была выведена задолго до появления самого названия народа. Ей даже определение придумали – «одна из самых древних верхово-упряжных пород». Вторые (адыги) уверены, что оппоненты пытаются присвоить себе чужие лавры: мол, был период, когда народу оказалось не до сохранения наследия и опытов над генетикой лошадей, чем воспользовались соседи – переименовали на свой лад породу выносливого и быстрого скакуна в свою и теперь пользуются успехами других. Но, если вдуматься, в чём смысл ломать копья? Из-за того, кому принадлежит пальма первенства за выведение универсального помощника для людей? Так хорошие данные лошадей – это заслуга не того или иного народа, а матушки природы и конкретных конезаводчиков, следивших за селекцией.
Но всё же сейчас хотелось бы остановиться не на лошадях (в них мои познания крайне малы, чтобы дать экспертное заключение), а на людях, чьи споры из-за «непарнокопытного яблока раздора» порой готовы дойти до членовредительства. Да, и не только из-за живности, а по любому поводу, если на кону продвижение «национального бренда». Года три назад (на День то ли России, то ли Народного единства) довелось посетить выставку подворий. Территория в парке культуры и отдыха «Зелёный остров» на время стала местом колорита этносов. Почти каждый народ, живущий в Карачаево-Черкесии, представлял зрителям свои домашнюю утварь, наряды, орудия труда. Посетителям предлагалось отведать любое понравившееся блюдо или напиток. И, что любопытно, все представляли тот или иной атрибут как национальное достояние. После услышанного и увиденного в первом, втором, третьем выставочных домах показалось, что меня одновременно посетили сразу несколько параллельных реальностей. Так, гостеприимный хозяин одного двора сообщил об «огромном вкладе его предков, которые в давние времена принесли в эти места посуду». Мол, до того здешние народы ели исключительно руками или с ножа: «Пришлые умельцы показали остальным навыки изготовления всего, что необходимо для сервировки стола. Не зная другие версии, подумаешь, вон какие молодцы бывшие кочевники, сами сделали и других научили быть цивилизованными. Однако позже, из остальных рассказов, выясняется, что домашняя утварь на территории нынешней Карачаево-Черкесии появилась задолго до формирования некоторых народов в отдельную общность. С другой стороны, старожилы этих земель также присваивали умения и предметы, не свойственные им до ассимиляции.
Несомненно, каждый этнос имеет право на самобытность: на уникальность традиций и всего того, что сопровождало предков с момента зарождения общности и до наших дней. Другое дело, что несколько веков народы Карачаево-Черкесии (а шире — и Северного Кавказа) провели бок-о-бок, и многое из того, чем гордятся одни, давно и прочно вошло в обиход остальных. Тогда зачем делить то, что является визитной карточкой большинства представителей местного населения? Или, может быть, кем-то специально создаются предпосылки для сохранения напряжённости между людьми разных национальностей?
Я могу понять тех, кто гордится национальными умельцами, сохранившими традиции предков в ковке металлов, резьбе по дереву, выращивании больших урожаев на малопригодной для сельхозработ земле. Но меня в корне возмущает, когда подобного рода умения возводят в абсолют, считают, что другим народам не под силу делать что-то схожее по характеристикам.
Признаюсь, я родился и вырос в интернациональной семье, где никогда не возникало склок на национальной почве. Родители воспитывали доброту в отношении к окружающим, какого бы цвета кожа у них ни была, на каком бы языке они ни говорили, каких бы традиций и вероисповедания ни придерживались. А потому многое из того, что сейчас происходит в родной республике, вызывает грусть и разочарование. Для людей перестали иметь важное значение отношения, построенные на взаимном уважении. Куда больший вес имеет гордыня (не гордость), заносчивость из-за зачастую сомнительных достижений. Про лошадей уже говорил. Но ведь в последнее время появились относящиеся к конкретным народам (каким боком, непонятно) бараны, коровы, утки и прочая живность.
Возможно, дело в том, где эти так называемые открытия происходят, в каком именно регионе. Хотя чему удивляться, если в Карачаево-Черкесии даже легенды о происхождении этносов рождаются порой вопреки логике и истории. Кроме того, здесь так повелось, что почти всё выстраивается по национальному признаку. Возьмите, к примеру, формирование органов власти, где то или иное место в региональном руководстве изначально отдано какому-либо народу. Негласно, разумеется. Так, Глава республики может быть исключительно карачаевцем, премьер – черкесом, спикер Парламента – русским. По схожему принципу распределяются и министерские портфели, и депутатские мандаты. Сменить руководителя ведомства может лишь представитель той же национальности, как и члена Совета Федерации.
Понятно, что такой подход, скорее всего, применяют ради попытки сохранить некоторый паритет и мир – вроде как «всем сёстрам по серьгам». Но кому от таких решений стало лучше? Ведь некоторые действительно сильные специалисты никогда не смогут продемонстрировать свои лидерские качества лишь по одной причине: в их крови не та ДНК. Поставят власти не того – и конфликты вспыхнут почище споров о родословной лошадей, на которых то ли одни, то ли другие джигиты покоряли высокогорье, либо ставили рекорды для книги Гиннеса.
https://www.instagram.com/smnewsru/ Теги: Карачаево-Черкессиялошади Автор:sagadav function getRandomInt(min, max) {return Math.floor(Math.random() * (max - min)) + min;} $.getJSON( "/category/noteru/noteru.json?v7", function ( products, textStatus, jqXHR ) { var stat = getRandomInt(0,9);var html = ''; html += '