Военное мореходство на Черном море

Военное мореходство на Черном море
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:08, 07 июль 2020
135
0
Военные походы для черкесов были частью их традиционного религиозного мировосприятия. Только воин мог рассчитывать на уважение людей в этом мире и на покровительство Бога в потустороннем. Но военные предприятия адыгов не ограничивались лишь конными походами. Их морские набеги известны с античных времен. Черкесские галеры ,которые греки называли камарами ,оснащенные угловым или квадратным парусом, бороздили воды по всему бассейну Черного моря ,нападая даже на прибрежные города и царства. По известию Лаоника Халькокондила, византийского хрониста середины XV в.: «Зихские пираты под предводительством Артабила в 1458 г. захватили Трапезунд, убили греческого императора, его сына и 300 подданных и совершили грабительский поход вглубь трапезундской империи».[Потто В.А. ,"Кавказская война", Т.2."]...
Военное мореходство на Черном море

Военные походы для черкесов были частью их традиционного религиозного мировосприятия. Только воин мог рассчитывать на уважение людей в этом мире и на покровительство Бога в потустороннем. Но военные предприятия адыгов не ограничивались лишь конными походами. Их морские набеги известны с античных времен. Черкесские галеры ,которые греки называли камарами ,оснащенные угловым или квадратным парусом, бороздили воды по всему бассейну Черного моря ,нападая даже на прибрежные города и царства. По известию Лаоника Халькокондила, византийского хрониста середины XV в.: «Зихские пираты под предводительством Артабила в 1458 г. захватили Трапезунд, убили греческого императора, его сына и 300 подданных и совершили грабительский поход вглубь трапезундской империи».[Потто В.А. ,"Кавказская война", Т.2."]

И далее: «Венецианский посол в Персию Винченцо ди Алессандро в своем донесении от 25 июля 1572 г. из г. Конья рассказывает, что христиане — черкесы, прибыв на 24 кораблях, сожгли и разграбили за 300 миль отсюда все поселение побережья, разорили турецкие виноградники и перебили множество народа, а женщин увели в плен, забрав все имущество и товары, вследствие чего опасаются, как бы они не пришли и в этот город (Конья). Из Трапезунда были снаряжены 6 вооруженных галер для защиты этой местности, с приказом от султана Селима не выходить из порта, но сторожить только город, так как боялись, что черкесы еще больше увеличат число своих кораблей. Посол добавляет: «А мне было велено держать путь на Грузию и Черкесию, но из боязни тех корсаров я повернул обратно». [Зевакин Е. С., Пенчко Н. А. , "Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII и XV веках" // Исторические записки. 1938. Т. 3. С. 97]

Морские рейды для черкесов были таким же традиционным занятием ,как и военные походы в дальние и ближние страны. «На гористом побережье Северного Кавказа, почти лишенном удобных гаваней, обитали племена ахейцев и зигов. Это были племена пиратов-профессионалов. Слава их была так ужасна. От Фасиса до Синдской гавани ни одно судно не могло чувствовать себя в безопасности, – это бесспорный факт. Пираты нападали на купеческие корабли, грабили близлежащие города и даже совершали довольно продолжительные рейды в южные и западные районы Черного моря. Правители береговых государств предоставляли в их распоряжение корабельные стоянки и рынки, заключали с ними соглашения и покупали награбленное добро. » [ А.Б. Снисаренко ,«Властители античных морей» ]

[img]"[/img]

Наиболее раннее упоминание черкесских морских набегов можно найти в работе античного историка Страбона , "География" : "После Синдской области и города Горгипии ,что на море, следует побережье Ахеев, Зигов и Гениохов, которое, по большей части высоко и непригодно для приставания судов, так как составляет часть Кавказских гор. Эти народы живут с разбоев на море, для чего у них есть лодки с тонкими бортами, узкие и легкие вмещают только 25 человек - редко до 30. Греки называют их камарами"... Далее: "Снаряжая флотилии таких камар, они выплывают против купеческих кораблей, делают набеги на соседние страны и берут города. Таким образом, они сохраняют господство на море. Иногда их поддерживают и те, кто владеет Боспором ,предоставляя в их пользование пристани, рынки для сбыта добычи. И, как только они возвращаются в свою собственную страну, они не становятся на якоря, а берут камары на плечи и несут их в леса... Когда приходит время нового плавания, они приносят камары назад на берег. И они делают то же самое в странах чужих народов, так как хорошо знают все берега. Тут, они, прежде всего, прячут свои лодки и идут вглубь страны дни и ночи, имея целью захватить в плен людей. Но, они охотно предлагают освободить своих пленников, уведомляя о них родственников уже с моря. В тех местах, которыми они владеют сами, т.е. там, где они управляются местными вождями, они приходят на помощь каждому, кто попадает в беду, отбивая назад камары, людей и имущество. Области , где властвовали римляне были бессильны против этого зла из за небрежения посылаемых туда правителей". [Страбон, "География". Книга в 17 томах.]

Описанная у Страбона тактика в деталях схожа с тактикой набегов у викингов практиковавшейся скандинавскими народами в период с 8 по 12 века , в т.к. называемую "Эпоху викингов".

Примерно через сотню лет после Страбона, о черноморских корсарах упоминает римский историк , Корнелий Тацит : "Вар­ва­ры с уди­ви­тель­ной быст­ро­той пона­стро­и­ли себе кораб­лей и безна­ка­зан­но борозди­ли море. Кораб­ли эти назы­ва­ют­ся у них кама­ры, бор­та их рас­по­ло­же­ны близ­ко друг к дру­гу, а ниже бор­тов кор­пус рас­ши­ря­ет­ся; вар­ва­ры не поль­зу­ют­ся при построй­ке кораб­лей ни мед­ны­ми, ни желез­ны­ми скре­па­ми; когда море бур­но и вол­ны высо­ки, поверх бор­тов накла­ды­ва­ют дос­ки, обра­зу­ю­щие что-то вро­де кры­ши, и защи­щен­ные таким обра­зом бар­ки лег­ко манев­ри­ру­ют. Гре­сти на них мож­но в любую сто­ро­ну, эти суда кон­ча­ют­ся ост­рым носом и спе­ре­ди, и сза­ди, так что могут с пол­ной без­опас­но­стью при­ча­ли­вать к бере­гу и одним, и дру­гим кон­цом". [Тацит, "История", Книга III.]

Слово "камара" [κα­μάρα], древнеегреческое и означает "крытая повозка". По черкесски же галера (корабль) называется - къухьэ , къухьэр и означает - морская повозка. Сравните черкесское название корабля с древнегерманским - khar. Так же примечательно что море по исландски - хаф (ср. с черкес. - хы (море), хыфэ - поверхность моря). Напомню что изолированный исландский язык, из всех скандинавских языков наиболее близок к древнему норну , ныне вымершему скандинавскому языку.

В более поздние времена , черкесские галеры, строились поистине исполинских размеров и могли вмещать в некоторых случаях , до 150 человек команды. Но чаще всего это были суда на борту которых размещалось 20-60 человек. По словам французского путешественника Фредерика Дюбуа де Монпере , у черкесов было два типа галер - одни с килем , другие же плоскодонные. Те что с килем вмешали большее число людей ,50-60. Плоскодонные ,18-24 человека. [Фредерик Дюбуа Де Монперэ, "Путешествие вокруг Кавказа".]

Разумеется у черкесов как у народа издревле живущего на морском побережье , существовал развитый морской лексикон. В качестве примера можно привести данные оставленные известным английским лингвистом Л. Лоуи (Loewe), который составил в середине 19 века словарь черкесского языка.

В издании Лоуи присутствует и морская лексика черкесов , которой составитель уделяет значительное внимание. Морская лексика, содержащаяся в словаре Лоуи, показывает, со всей очевидностью, развитость мореходной традиции черкесов. Ясно, что словник Лоуи далеко не исчерпывает терминологический аппарат черкесского морехода и кораблестроителя.

Black Sea (Черное море) - shish-ooza;

Bosphorus (in Constantinople) (Босфор) - shooghoon;

favourable wind (попутный ветер) - mefes-oonded;

fleet (флот) - ka-kha-zik; frigate (фрегат, сторожевой корабль) - kaleeanoos;

Gulf (морской залив) - teesheeley-plagha;

mariner's compass (морской компас) - kabla-mahma;

mast (мачта) - kakhaneez;

merchant-ship (торговое судно) - detshookha;

mile (миля) - mil;

ocean (океан) - bo-shish-kha;

pie (мол, волнолом, пирс) - khaloh;

port (порт) - khootley;

prow (нос судна) - koo-hab-hey;

riband (строительная рыбина, в судостроении) - psheener;

rope (канат корабельный) - khay-kabs;

rudder (руль корабельный) - kahatloka;

sail (парус) - kkaneedz;

scull (парное весло, кормовое короткое весло) - tsh'kha;

sea (море) - shey, psee, shoo;

ship (корабль) - khas-shey, galia;

shipwreck (кораблекрушение) - sho-eye;

vessel (судно, корабль) - parketzeeg;

wave (волна) - sheeboosh.

[Loewe L. ,"A Dictionary of the Circassian Language", 1854.]

Ниже оригинальный рисунок 19 века с изображением черкесской галеры, а также его репродукция. Несколько музейных макетов.

АР: Пекин принудительно контролирует рождаемость уйгуров в Синьцзяне

В Кремле назвали уткой публикацию о сговоре России с талибами

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х