Когда наступит конец мусорному царствию?
Проект Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления (в том числе с ТКО) в Карачаево-Черкесии в формате публичных обсуждений был выставлен на сайте Министерства строительства и ЖКХ КЧР в конце декабря прошлого года. Все замечания и предложения в отношении проекта принимались до 14 февраля текущего года. Сейчас началась процедура окончательного формирования с последующим утверждением схемы. Станет ли наконец «финишный» вариант тем, чего ждут заинтересованные лица и граждане КЧР от данного проекта? И изменится ли, в связи с этим, положение дел с обращением отходов в регионе?
Надо сказать, что проект территориальной схемы обращения с ТКО в КЧР претерпевает уже не первые обсуждения. Ранее его неоднократно детально разбирали и обговаривали в различных форматах и расширенным составом.
Так в 2018 году активисты Народного фронта КЧР также рассмотрели этот вопрос, и уже тогда было понятно, что схема «сырая» и в ней нужны серьезные коррективы. Тогда же был общественниками был выработан ряд предложений и замечаний, которые они официально направили в Минстрой. Но все эти усилия были даром –проект снова «вывесили» на сайте министерства без каких-либо поправок, предложенных Народным фронтом. Не стал он и более понятным – громоздкий, многостраничный и малопонятный документ, в котором мало кто с ходу может разобраться, изучить, тем более — выработать по нему дельные предложения. Да и сам вариант обсуждения оказался не лучшим — найти сразу эту терсхему на одном из двух висящих в Интернете сайтов Минстроя тоже было проблематично.
— От населения приходило много жалоб на то, что сайт бывает недоступен, да и вообще мало кто знает, что она там есть и с какой целью. Между тем было очевидно, что схема по многим параметрам нуждается в существенной доработке и предлагалась к обсуждению без учета наших предложений, которые были не столь уж категоричны и жестки, но необходимы, — говорит модератор площадки «Экология» Азамат Ужахов, отмечая, что подобный метод проведения публичных обсуждений вообще спорный – с одной стороны схема на виду, но мало кто ее видит и о ней знает, что существенно ограничивает круг лиц, участвующих в обсуждении.
Таким образом в Региональном отделении ОНФ в КЧР посчитали, что территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления в первую очередь должна быть простой и понятной, поэтому и решили посвятить очередное заседание тематической площадки «Экология» теме сбора и утилизации ТКО в республике. Участников заседания собралось немало: чиновники, юристы, экологи районные и городские, переработчики — «мусорная» тема с течением времени не перестает будоражить общество.
Обсуждение предложенного варианта схемы было начато с уточнения измененных (несколько уменьшенных) тарифов за вывоз мусора, но по ходу дела выяснилось, что «наболевших» вопросов много. Например, по объектам размещения и обработки отходов, о чем заходит речь всякий раз, когда начинают обсуждать «мусорную» тему. И за время своей деятельности в регионе с января 2019 года Региональный оператор по обращению с ТКО не раз пояснял, что в тарифах не заложены расходы на постройку этих объектов, но многие заинтересованные лица упорно пытаются вменить ему это в обязанность.
— Обустраивать за свой счет площадки для размещения и обработки мусора мы не имеем возможности. Это не дешево без помощи государства и должно быть прописано в договоре. К тому же, чтобы такие объекты себя оправдывали в регионе должно быть более миллиона населения, — утверждает исполнительный директор ООО «УК «Глобус» Олег Теунаев.
Замминистра строительства и ЖКХ Зульфира Батчаева тоже считает, что строить и создавать что-то регоператор не обязан и не уполномочен, его дело — сбор, вывоз и утилизация мусора. Оборудование мусорных площадок — прямая обязанность муниципалитетов, как и установка контейнеров для сбора общего мусора. А на вопрос, где же брать на все это деньги замминстроя советует понемногу собирать, подключать предпринимателей. Правда районные чиновники не в восторге от этого – где деньги брать?
Нет у них финансовых возможностей и для установки в каждом районе хотя бы пары площадок для больших бункеров под крупный строительный мусор, который чаще всего находит себе пристанище на лоне природы, загрязняя окружающую среду. Да и спецтехники для вывоза этих бункеров в республике очень мало, а докупать — дорого.
Много неясностей имеется и по раздельному сбору и вывозу ТКО. Так эксперт РО ОНФ в КЧР Джамбулат Наджагов считает важным вопрос о лампочках и батарейках, относящихся к опасной категории бытовых отходов. Так, самая популярная «пальчиковая» батарейка способна поразить 20 кв. м почвы или отравить 400 л воды тяжелыми металлами: свинцом, кадмием и ртутью. А в каждой средней люминесцентной лампе содержится от 3 до 5 мг ртути, что в пять раз больше, чем в бытовом градуснике. А сколько этого «добра» ежегодно попадает в обычные бытовые отходы, минуя спецутилизацию, которой в общем-то и нет.
На вопрос, кто все это собирает и куда потом сдает, никто из участников заседания не дал конкретного ответа. В том числе предприниматели-переработчики. И вопрос остался открытым в очередной раз. Но обязательным для исполнения в числе замечаний по терсхеме было озвучено предложение о создании реестра организаций-переработчиков различных видов отходов, которые занимаются вторичной переработкой сырья на территории КЧР.
— Чтобы знать, на кого выходить, когда возникнет вопрос об утилизации различных видов ТКО, — уточняет Людмила Каппушева, руководитель исполкома РО ОНФ в КЧР, считая, что нужно сейчас продумать все до мелочей, чтобы спустя короткое время вновь не вернуться к подобному обсуждению. — Это может быть бесконечным, а проблема с утилизацией отходов тем временем будет разрастаться.
Помимо прочего, отвечающая всем требованиям территориальная схема в части обращения с ТБО и ТКО необходима и для получения субсидий на развитие отрасли:
— В 2019 году было принято Положение о предоставлении субсидий. Это будут инвестиционные проекты, и заниматься этим будет Федеральный оператор. А значит нужно четко понимать, что, если терсхема не будет четкой и ясно прописана, в регион никто не зайдет с инвестициями, – предупреждает заместитель главного госинспектора Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР Валентина Ляшова.
В ходе горячих споров оказалось, что и сам способа вывоза мусора в районах тоже требует отдельного решения. В частности, селяне не готовы менять «поведерный» (самый чистый и безболезненный по определению многих) сбор на контейнерный. Люди привыкли сами накапливать и сами относить мусор к мусоровозу, к появляющимся контейнерам отношение у них крайне негативное. И переломить это сопротивление пока сложно. Но перемены необходимы. Как же сделать этот переход наименее болезненным? Поможет ли дополнительное информирование населения или нужно что-то более радикальное?
Сошлись участники обсуждения и во мнении, что необходимо проработать логистику вывоза ТКО, в первую очередь учесть в местах развития туристических зон — Домбая и Архыза.
— Должны быть дополнительные решения по развитию инфраструктуры. Либо это сортировочный полигон или места временного хранения ТБО, но напрямую вывозить на полигон в Черкесске или в Усть-Джегуту — не выход. Поэтому будем думать над тем, где обустроить дополнительные сортировочные пункты, — говорит Людмила Каппушева.
Кстати, в наиболее удаленные места Карачаево-Черкесии регоператор так и не смог пока добраться, и в этом тоже есть свои сложности. И там, где все еще по старинке люди или живут сами чисто, убирая свой мусор по отработанным схемам, либо годами копят мусорные свалки и о чистоте там говорить не приходится. Спасибо активистам-общественникам и волонтерам, которые часто приходят на помощь природе и экологии.
Таким образом заседание показало, что доработка терсхемы реально нужна, и по некоторым вопросам — достаточно серьезная. Обсуждение выявило многие факты, о которых многие его участники даже не подозревали.
К обсуждению подключили и антимонопольную службу. Что они могут предложить в тему разговора? На это представитель УФАС по КЧР Марат Байрамуков пояснил, что все вопросы, связанные с разработкой, изменением и утверждением территориальной схемы по обращению ТКО не входят в компетенцию службы. Однако все, связанное с ограничением конкуренции, незаконным навязыванием услуг или отказом в их предоставлении, а также ограничение конкуренции при проведении конкурсных процедур в этой сфере находится как раз в ведении антимонопольной службы. Что ж, если возникнет надобность, хоть здесь понятно, куда идти жаловаться.
Все самые рациональные и необходимые решения по итогам дискусии были снова оформлены должным образом и направлены в Минстрой, а в ответ получены заверения, что в ближайшее время территориальная схема будет откорректирована, в чем можно будет легко удостовериться.
— Если схема наконец будет соответствовать всем нормам закона, мы первые будем ратовать за ее утверждение, поскольку это основной документ, по которому происходят любые передвижения отходов — от накопления в баках на мусорных площадках до перевозки и переработки, — говорит Азамат Ужахов.
Но будет ли все так, как хочется и обещается? Или к недалеком будущем, где-то на сайтах вновь тихо повесят злополучный проект терсхемы в области обращения с отходами производства и потребления (в том числе с ТКО) в Карачаево-Черкесии, по поводу которого снова будут судить да рядить чиновники, общественники, юристы… А мусор тем временем будет продолжать копиться. И какие-то схемы ему – не указ!