Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » ШАГДИЙ - Парода черкесской лошади и другие названия

ШАГДИЙ - Парода черкесской лошади и другие названия

ШАГДИЙ - Парода черкесской лошади и другие названия
История
admin
Фото: Адыги.RU
22:33, 02 февраль 2022
2 575
0
Вторым термином, который подтверждает мысль Б.Х. Бгажнокова о связи традиций коневодства у черкесов с индоариями, является название знаменитой породы лошадей ШАГДИЙ, которое не объясняется из ресурсов черкесского языка и этимологически связан с санскритским SAGDHI, который, в свою очередь, является производным от SAK [impv. Sagdhi] to be strong or powerful, be able to or capable of or competent for — ‘быть сильным, мощным, быть в состоянии или способным к чему-либо’ Слово SAGDHI упоминает сербский лингвист Момир Никич, который включил этот термин в круг слов SAKTI, ‘power, ability, strength, might, effort, energy, capability; sakta, saktam, “able, competent for, equal to, as well as saknoti, asakat, sagdhi (выделено мной. — АлА....[/impv]
ШАГДИЙ - Парода черкесской лошади и другие названия

Вторым термином, который подтверждает мысль Б.Х. Бгажнокова о связи традиций коневодства у черкесов с индоариями, является название знаменитой породы лошадей ШАГДИЙ, которое не объясняется из ресурсов черкесского языка и этимологически связан с санскритским SAGDHI, который, в свою очередь, является производным от SAK [impv. Sagdhi] to be strong or powerful, be able to or capable of or competent for — ‘быть сильным, мощным, быть в состоянии или способным к чему-либо’ Слово SAGDHI упоминает сербский лингвист Момир Никич, который включил этот термин в круг слов SAKTI, ‘power, ability, strength, might, effort, energy, capability; sakta, saktam, “able, competent for, equal to, as well as saknoti, asakat, sagdhi (выделено мной. — АлА..

Б.Г. Джонуа, сторонник миграционной теории проточеркесов и протоабхазов (кашков и абешла) на Западный Кавказ, достаточно отчетливо сформулировал тезис о миграции касков и апешла/абешла на Западный Кавказ: «...более вероятным представляется, что упоминаемые в Передней Азии абешла/апешлайцы и каски, покинув свои земли, скорее всего, в конце VIII в. из-за постоянных набегов ассирийцев двинулись в сторону Кавказа. Вслед за абхазо-адыгами двинулись картвелы. Теснимые последними абхазо-адыгские племена постепенно продвигались на запад, оставляя за собой топонимику, которую перенимали картвелы, благодаря чему она и сохранилась на территории современной Грузии. Учитывая современное расположение абхазо-адыгских народов, можно предположить, что впереди шли адыги (кашки), за ними шли абхазо-абазины (абешла). .На данной территории абхазо-адыги застали два разных по своей культуре народа. В восточной части — носителей очамчирской культуры, в западной же части современной Абхазии — носителей дольменной культуры. Данные племена были вытеснены, а возможно, и ассимилированы». Далее автор делает важный вывод: «Существующее в абхазской историографии предположение о распространении в Передней Азии и на территории Закавказья родственных абхазо-адыгских племен ничем не обосновано».

Подробный анализ всех трех версий содержится в трудах известных кавказоведов: абхазского историка и этнографа Ш.Д. Инал-ипа и адыгского ученого Р.Ж. Бетрозова. Они рассматривали их как концепции, которые последовательно сменяли друг друга по мере становления развития этносов. Значимость исследований авторов заключается, прежде всего, в том, что ими был привлечен обширный круг источников и литературы в разных областях науки: лингвистики, истории, этнографии, археологии и антропологии. И в то же время в этих трудах просматривается тенденция к отказу от миграционно-автохтонной концепции и утверждению автохтонной.

Современные исследования о пребывании индоариев на Западном Кавказе дают нам возможность привлечь вклад древних индийцев как в лексику западно-кавказских народов, так и в топонимику, этнонимику Западного Кавказа. Их совместное проживание на одной территории и контакты в течение многих веков не могли не повлиять на этногенетические процессы, протекавшие в древней Черкессии. То, что в лексике адыгского языка отложился значительный индоарийский («санскритский») пласт, насчитывающий, по нашим наблюдениям, около 200 лексем, уже a priori позволяет сделать определенные этногенетические выводы.

Другие статьи:

ПЕРВАЯ ОСМАНО-МАМЛЮКСКАЯ ВОЙНА (1484-1491)

РУССКИЙ ОФИЦЕР ЩЕРБИН О ЗАКУБАНСКИХ НАРОДАХ

ЧЕРКЕСЫ НЕ СМОГЛИ ПРОТИВОСТОЯТЬ КРЫМСКОМУ ХАНСТВУ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА ВОСТОЧНОМ ПРИАЗОВЬЕ

ДЖ. БЭЛЛ ПИСАЛ О ЧЕРКЕСАХ КАК О НАСЛЕДНИКАХ ПЯТИТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

ВОСПОМИНАНИЕ ОЛЬШЕВСКИЙ О СЛУЖБЕ НА КАВКАЗЕ

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)