Статьи / Культура / 09 ноябрь 2019

Общества обеспечения прав ближневосточных черкесов в Турции | Черкесы | Яндекс Дзен

Общества обеспечения прав ближневосточных черкесов в Турции | Черкесы | Яндекс Дзен



черкесы на митинге в Стамбуле

Плодом указанной активности стало образование «Общества обеспечения прав ближневосточных черкесов» (ООПБВЧ), зарегистрированного оккупационной администрацией в Измире в начале сентября 1921 г. В числе учредителей общества, представлявших черкесские группы Северо-Западной и Западной Анатолии и принадлежавших в основном к местной землевладельческой знати, находились, наряду с известными лидерами мятежей 1919-1920 гг., также и люди из ближайшего окружения Этхем-бея, в частности его старший брат Решид-бей (экс-депутат кемалистского парламента) и бывший адъютант Сами-бей. По некоторым сведениям, часть создателей ООПБВЧ попыталась сделать его руководителем Этхема, но, столкнувшись с оппозицией клерикально-монархического крыла организации, отказалась от этого намерения. В результате председателем общества был избран активный сподвижник к тому времени уже покойного Анзавура Кязым-бей. В октябре того же года ООПБВЧ провело в Измире свой конгресс, который принял «Всеобщее воззвание черкесской нации к великим державам и цивилизованному человечеству». В этой пространнной декларации крайне критически оценивалась вся предыдущая политика османских правящих кругов по отношению к черкесскому населению, но особенно серьезные претензии были адресованы младотуркам и кемалистам, обвинявшимся в «непризнании права на жизнь… за другими народами, кроме турок». Авторы документа, имея в виду прежде всего Этхема и его последователей, выражали сожаление по поводу участия в прошлом многих своих соотечественников в «установлении господства Мустафы Кемаля», однако утверждали, что теперь черкесы, разочаровавшись в политике кемалистов, отошли от них и занялись «ради самосохранения… определением собственных национальных целей». При этом недвусмысленно подчеркивалось, что, несмотря на свою сохраняющуюся «духовную привязанность» к институту халифата, черкесы отныне категорически отвергают и лояльность официальному Стамбулу и намерены искать поддержки в деле реализации своих национальных чаяний у держав Антанты в соответствии с провозглашенными ими принципами обеспечения прав проживающих на Ближнем Востоке меньшинств. Иными словами, выдвигалось требование применения в отношении османских черкесов известных «принципов Вудро Вильсона», весьма популярных в этот период как среди сецессионистски настроенной элиты ряда нетурецких народов распавшейся империи, так и среди части турецких националистов. Далее, ссылаясь на совпадение интересов анатолийских греков и черкесов, воззвание называло наиболее желательным непосредственным гарантом «национального прогресса и развития» северокавказцев «высокое правительство Греции» как фактического проводника в регионе политической воли держав-победительниц, прежде всего Англии. Хотя на конгрессе почти не были представлены черкесские общины неподконтрольных грекам областей, его делегаты, тем не менее, от имени всей северокавказской диаспоры обратились к указанным государствам с просьбой о сосредоточении всех черкесов в Северо-Западной Анатолии или на побережье Черного моря, чем должны были быть созданы демографические основы будущей автономии (при этом сами греки, похоже, имели и другие виды на своих потенциальных подданных: как отмечал побывавший в 1921 г. в Анатолии английский историк А. Тойнби, «…в безответственных греческих кругах велись разговоры о том, чтобы взять за образец русскую казачью систему и разместить вдоль границ региона, который Греция рассчитывала навсегда оставить за собой в Анатолии, кордон привилегированных черкесских военных поселений» . Данный проект энергично поддерживался греческими властями. Так, по случаю нового, 1922 г. официальные поздравления в адрес ООПБВЧ направил не только командующий греческими оккупационными силами, но даже король Греции Константинос. Однако англичане, вопреки ожиданиям, воздержались от открытого поощрения этой инициативы, будучи вынуждены считаться с позицией как своих союзников – Франции и Италии, – так и Порты, которая была несколько озадачена столь далеко идущими требованиями участников конгресса. Главную причину такой сдержанности, однако, следует видеть в неоднозначном отношении самого черкесского населения и его элиты к декларированным в Измире целям. Хотя, судя по донесениям с мест, немалая часть черкесов Северо-Западной и Западной Анатолии действительно с симпатией отнеслась к вышеизложенным планам, а во многих городах региона были открыты отделения ООПБВЧ, его руководителям все же не удалось найти сколько-нибудь серьезную опору среди своих соотечественников ни в контролировавшихся кемалистами внутренних областях страны, ни даже в оккупированном Антантой Стамбуле. Более того, большинство признанных лидеров довоенного социокультурного черкесского движения из числа как сочувствовавших кемалистам, так и приверженцев султанского правительства крайне негативно отреагировали на инициативы ООПБВЧ. Еще до его окончательного оформления, 12 августа 1921 г., старейшая кавказская организация страны – Черкесское общество единения и взаимопомощи – провела в Стамбуле свой, упреждающий черкесский конгресс с участием известных представителей османского военно-гражданского истеблишмента (таких как маршал и сенатор Фуад-паша, генералы Ахмед Февзи-паша, Али Саид-паша, Мехмед Зеки-паша, Ахмед Хамди-паша, Юсуф Иззет-паша и др.), осудивший «действия предателей» в Измире и призвавший всех соотечественников к лояльности турецкому государству и поддержке Мустафы Кемаль-паши. В следующие месяцы эта позиция неоднократно подтверждалась деятелями стамбульских черкесских организаций. Вероятно, не без их содействия в столичной и провинциальной прессе в этот период появились коллективные обращения представителей черкесских общин различных регионов бывшей империи, авторы которых решительно отмежевывались от «раскольников» и заявляли о единстве судеб проживающих в стране северокавказцев и турок . Отсутствие достаточной поддержки в собственной этнической среде лишало реальной почвы политическую платформу ООПБВЧ и все больше толкало его к сотрудничеству с оккупационным режимом и ориентировавшимися на него христианскими меньшинствами (например, лидеры организации вместе с представителями местных греков и армян регулярно участвовали в митингах, подписании воззваний и т.п. в поддержку и принадлежавших в основном к местной землевладельческой знати, находились, наряду с известными лидерами мятежей 1919-1920 гг., также и люди из ближайшего окружения Этхем-бея, в частности его старший брат Решид-бей (экс-депутат кемалистского парламента) и бывший адъютант Сами-бей . По некоторым сведениям, часть создателей ООПБВЧ попыталась сделать его руководителем Этхема, но, столкнувшись с оппозицией клерикально-монархического крыла организации, отказалась от этого намерения. В результате председателем общества был избран активный сподвижник к тому времени уже покойного Анзавура Кязым-бей. В октябре того же года ООПБВЧ провело в Измире свой конгресс, который принял «Всеобщее воззвание черкесской нации к великим державам и цивилизованному человечеству». В этой пространнной декларации крайне критически оценивалась вся предыдущая политика османских правящих кругов по отношению к черкесскому населению, но особенно серьезные претензии были адресованы младотуркам и кемалистам, обвинявшимся в «непризнании права на жизнь… за другими народами, кроме турок». Авторы документа, имея в виду прежде всего Этхема и его последователей, выражали сожаление по поводу участия в прошлом многих своих соотечественников в «установлении господства Мустафы Кемаля», однако утверждали, что теперь черкесы, разочаровавшись в политике кемалистов, отошли от них и занялись «ради самосохранения… определением собственных национальных целей». При этом недвусмысленно подчеркивалось, что, несмотря на свою сохраняющуюся «духовную привязанность» к институту халифата, черкесы отныне категорически отвергают и лояльность официальному Стамбулу и намерены искать поддержки в деле реализации своих национальных чаяний у держав Антанты в соответствии с провозглашенными ими принципами обеспечения прав проживающих на Ближнем Востоке меньшинств. Иными словами, выдвигалось требование применения в отношении османских черкесов известных «принципов Вудро Вильсона», весьма популярных в этот период как среди сецессионистски настроенной элиты ряда нетурецких народов распавшейся империи, так и среди части турецких националистов. Далее, ссылаясь на совпадение интересов анатолийских греков и черкесов, воззвание называло наиболее желательным непосредственным гарантом «национального прогресса и развития» северокавказцев «высокое правительство Греции» как фактического проводника в регионе политической воли держав-победительниц, прежде всего Англии. Хотя на конгрессе почти не были представлены черкесские общины неподконтрольных грекам областей, его делегаты, тем не менее, от имени всей северокавказской диаспоры обратились к указанным государствам с просьбой о сосредоточении всех черкесов в Северо-Западной Анатолии или на побережье Черного моря, чем должны были быть созданы демографические основы будущей автономии (при этом сами греки, похоже, имели и другие виды на своих потенциальных подданных: как отмечал побывавший в 1921 г. в Анатолии английский историк А. Тойнби, «…в безответственных греческих кругах велись разговоры о том, чтобы взять за образец русскую казачью систему и разместить вдоль границ региона, который Греция рассчитывала навсегда оставить за собой в Анатолии, кордон привилегированных черкесских военных поселений» . Данный проект энергично поддерживался греческими властями. Так, по случаю нового, 1922 г. официальные поздравления в адрес ООПБВЧ направил не только командующий греческими оккупационными силами, но даже король Греции Константинос. Однако англичане, вопреки ожиданиям, воздержались от открытого поощрения этой инициативы, будучи вынуждены считаться с позицией как своих союзников – Франции и Италии, – так и Порты, которая была несколько озадачена столь далеко идущими требованиями участников конгресса. Главную причину такой сдержанности, однако, следует видеть в неоднозначном отношении самого черкесского населения и его элиты к декларированным в Измире целям. Хотя, судя по донесениям с мест, немалая часть черкесов Северо-Западной и Западной Анатолии действительно с симпатией отнеслась к вышеизложенным планам, а во многих городах региона были открыты отделения ООПБВЧ , его руководителям все же не удалось найти сколько-нибудь серьезную опору среди своих соотечественников ни в контролировавшихся кемалистами внутренних областях страны, ни даже в оккупированном Антантой Стамбуле. Более того, большинство признанных лидеров довоенного социокультурного черкесского движения из числа как сочувствовавших кемалистам, так и приверженцев султанского правительства крайне негативно отреагировали на инициативы ООПБВЧ. Еще до его окончательного оформления, 12 августа 1921 г., старейшая кавказская организация страны – Черкесское общество единения и взаимопомощи – провела в Стамбуле свой, упреждающий черкесский конгресс с участием известных представителей османского военно-гражданского истеблишмента (таких как маршал и сенатор Фуад-паша, генералы Ахмед Февзи-паша, Али Саид-паша, Мехмед Зеки-паша, Ахмед Хамди-паша, Юсуф Иззет-паша и др.), осудивший «действия предателей» в Измире и призвавший всех соотечественников к лояльности турецкому государству и поддержке Мустафы Кемаль-паши. В следующие месяцы эта позиция неоднократно подтверждалась деятелями стамбульских черкесских организаций. Вероятно, не без их содействия в столичной и провинциальной прессе в этот период появились коллективные обращения представителей черкесских общин различных регионов бывшей империи, авторы которых решительно отмежевывались от «раскольников» и заявляли о единстве судеб проживающих в стране северокавказцев и турок. Отсутствие достаточной поддержки в собственной этнической среде лишало реальной почвы политическую платформу ООПБВЧ и все больше толкало его к сотрудничеству с оккупационным режимом и ориентировавшимися на него христианскими меньшинствами (например, лидеры организации вместе с представителями местных греков и армян регулярно участвовали в митингах, подписании воззваний и т.п. в поддержку




Источник: [url=https://zen.yandex.ru/media/id/5a60368257906a2fcf791879/obscestva-obespecheniia-prav-blijnevostochnyh-cherkesov-v-turcii-5db31dd934808200b0a5f11c?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3175944505.541.1573328839132.12889&integration=publishers_platform_yandexАдыги.RU[/url]
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия
Спорт Бизнес

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
x