Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » С.Н. Цибенко: Возвращение потомков черкесов в контексте программы переселения соотечественников

С.Н. Цибенко: Возвращение потомков черкесов в контексте программы переселения соотечественников

С.Н. Цибенко: Возвращение потомков черкесов в контексте программы переселения соотечественников
История
admin
Фото: Адыги.RU
11:21, 26 январь 2020
272
0
Актуализация, как в российском, так и зарубежном информационном пространстве, вопроса возвращения потомков мухаджиров ja черкесов, проживающих за рубежом (далее потомки черкесов), на историческую родину привела к поляризации общественного мнения относительного данного вопроса. Степень поляризации мнений, равно как и ее количественная составляющая, не могут быть измерены с какой либо приемлемой точностью. Именно поэтому определить степень важности для современного российского общества, и как следствие необходимость детального исследования данной проблемы не представляется возможным. Однако, учитывая, что вопрос переселения потомков черкесов оказался по временному фактору актуализации привязан к подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и поэтому приобрел
С.Н. Цибенко: Возвращение потомков черкесов в контексте программы переселения соотечественников
Актуализация, как в российском, так и зарубежном информационном пространстве, вопроса возвращения потомков мухаджиров ja черкесов, проживающих за рубежом (далее потомки черкесов), на историческую родину привела к поляризации общественного мнения относительного данного вопроса. Степень поляризации мнений, равно как и ее количественная составляющая, не могут быть измерены с какой либо приемлемой точностью. Именно поэтому определить степень важности для современного российского общества, и как следствие необходимость детального исследования данной проблемы не представляется возможным.

Однако, учитывая, что вопрос переселения потомков черкесов оказался по временному фактору актуализации привязан к подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и поэтому приобрел определенный общественный резонанс, рассмотрение его по существу представляется важным именно в разрезе объективного понимания и оценки сути проблемы.

Возвращение потомков черкесов, как вопрос для рассмотрения и научного изучения, очень обширен, включает в себя множество аспектов и при этом сам является составной частью т. н. "черкесского вопроса" [1], понимаемого разными исследователями по разному.

Целью данной статьи является изучение только одного его аспекта. А именно, возможное возвращение потомков черкесов в Российскую Федерацию в контексте программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [2] (далее программе переселения) так как только в рамках этой программы возможно массовое переселение в страну, на чем и настаивают многочисленные представители черкесских организаций, как в Российской Федерации, так и за ее пределами. То есть, ключевым вопросом статьи является рассмотрение потенциальной возможности получения потомками мухаджиров гражданства Российской Федерации и переселение их в места где ранее проживали черкесы (в пределах тех исторических границ, которые существовали на момент начала мухаджирства), исключительно в рамках данной программы.

Таким образом обязательным условием исследования заявленной проблемы является именно совокупное рассмотрение следующих факторов:

1. признание потомков мухаджиров - черкесов, проживающих за рубежом, соотечественниками; 2. получение права участвовать в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; 3. получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке; 4. переселение в Российскую Федерацию в места где ранее проживали черкесы.

Следует отметить, что в данной статье проблема возвращения потомков черкесов в Российскую Федерацию рассматривается с юридической стороны и с позиции действующего российского законодательства и поэтому термин "репатриация" здесь и далее использоваться не будет в силу его законодательной не определенности. Логика исследования и анализа проблемы при этом подчинена не оценке потенциальных или желаемых условий возвращения, а имеющихся в настоящее время законных оснований для этого.

Так же следует отметить, что получение гражданства Российской Федерации в общем порядке [3] и переезд на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в том числе в места исторического проживания, потомками черкесов допускается действующим законодательством и не ограничен количественно, однако, в данной статье так же не рассматривается.

Рассматривая первый из четырех обозначенных выше факторов необходимо задать термины, используемые в российском правовом поле, связанном с исследуемой проблематикой. Так, российское законодательство [4], при рассмотрении его в контексте изучаемой проблемы, относит к понятию "соотечественник" лиц и их потомков, проживающих за пределами территории Российской Федерации и относящихся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лиц, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе выходцев (эмигрантов) из Российского государства, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

С учетом того, что содержащееся в определении соотечественника понятие, "народ, исторически проживающий на территории Российской Федерации", в законодательстве Российской Федерации не определен, равно как отсутствует закрепленный законодательно список таких народов, а так же учитывая наличие в определении формулировки "как правило", считать принадлежность к тому или иному народу условием отнесения к категории "соотечественники" нельзя.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на формальное отсутствие необходимости доказывать черкесское происхождение проблема идентификации черкесов существует (за рубежом на протяжении нескольких столетий сложилась практика относить к черкесам всех выходцев с Северного Кавказа). На законодательном уровне в России, равно как и за рубежом, вопрос определения и подтверждения этнической самоидентификации черкесов не определен.

Таким образом потомки мухаджиров - черкесы (если они к таковым относятся) могут считаться соотечественниками при условии своего свободного выбора в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, а так же наличия родства по прямой восходящей линии с лицами, проживавшими в прошлом на территории Российского государства и имевшими соответствующую гражданскую принадлежность.

Предполагая, что возвращение черкесов в Российскую Федерацию означает, как минимум, их добровольное согласие на выполнение российских законов (правовой аспект), знание и применение русского языка (культурный аспект), либо его обязательное изучение и использование после переселения, и оставляя за рамками обсуждения духовную составляющую, можно полагать, что условие, предъявляемое к соотечественникам, а именно свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией выполняется.

Гораздо более серьезным при признании соотечественником является требование родства по прямой восходящей линии с лицами, проживавшими в прошлом на территории Российского государства и имевшими соответствующую гражданскую принадлежность. Оставляя за скобками вопрос представления документов или иных доказательств, подтверждающих такое родство, попытаемся рассмотреть принципиальную возможность выполнения такого требования.

Вопрос проживания черкесов на территории Российской Империи не подвергается никаким сомнениям и является неопровержимым историческим фактом. Однако, рассматривать данный вопрос необходимо не только с учетом географического, но и временного фактора. И если география расселения черкесов в конкретные исторические периоды может быть определена и подтверждена документально, то временной фактор вынуждает нас учитывать время когда указанные земли были включены в состав Российской Империи, а так же когда предки черкесов покинули свою землю. Такая привязка по времени определяется необходимостью установления гражданской принадлежности лиц, покидавших черкесские земли. Другими словами, необходимо установить являлись ли черкесы на момент своего переселения подданными Российской Империи или нет. Более того, следует учитывать, что еще до начала мухаджирства определенная часть черкесов проживала в том числе в Османской Империи, а значит их потомки по определению не могут претендовать на переселение в Российскую Федерацию в контексте рассматриваемой программы.

В результате рассмотрения первого фактора заявленной проблемы, а именно - признание потомков мухаджиров - черкесов, проживающих за рубежом, соотечественниками, можно сделать следующий вывод. Признание соотечественниками потомков мухаджиров является допустимым с точки зрения закона, но с рядом ограничений. При этом характер ограничений значительно сужает круг возможных претендентов из числа потомков мухаджиров и делает невозможным их массовое признание соотечественниками.

Если предположить, что вопрос признания потомков мухаджиров ja черкесов российскими соотечественниками все же может быть решен положительно, остается рассмотреть оставшиеся факторы изучаемой проблемы, а именно: получение права участвовать в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке; переселение в Российскую Федерацию в места где ранее проживали черкесы.

Детальное рассмотрение данных факторов по отдельности не целесообразно в силу их взаимозависимости поэтому рассмотрим их в совокупности. Так, получение гражданства Российской федерации в упрощенном порядке в контексте изучаемой проблемы возможно только для зарегистрированных участников государственной программы переселения, что свидетельствует об их добровольном, осознанном выборе субъекта Российской Федерации для переселения, а так же соответствии требованиям региональной программы переселения указанного субъекта. Таким образом мы приходим к выводу о том, что принципиальными моментом участия в программе является конкретная привязка к субъекту Российской Федерации, который и определяет требования к переселенцам, а так же добровольное переселение в строго определенные регионы России. При этом следует отметить, что ни один из субъектов Российской Федерации, на территории которых ранее проживали черкесы, не имеет своей региональной программы переселения, что делает невозможным переселение на его территорию в рамках государственной программы.

Обобщая изложенное можно констатировать, что возвращение потомков черкесов в Российскую Федерацию в места где ранее проживали черкесы (в пределах тех исторических границ, которые существовали на момент начала мухаджирства) в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не представляется возможным, что обусловлено целым набором расмотренных объективных факторов.

Литература и примечания

1. Автор придерживается определения "условное обозначение для обширного круга проблем, актуальных для адыгских (адыгейских, кабардинских и черкесских) этнических активистов, более или менее широких слоев национальных сообществ". Сущий С.Я. Черкеский вопрос ja основные проблемные зоны и их конфликтогенный потенциал, Зимние Олимпийские Игры 2014 в Сочи в фокусе информационных атак: Южно-Российское обозрение: сборник научных статей, 2011. Выпуск 69. Стр. 60-71

2. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, с изменениями, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289.

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ ©О гражданстве Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х