У древних адыгов было табу на кизиловое дерево
Культура
Согласно А.Шортанова, «...в адыгском своде недобрых деревьев их перечисление идет в таком порядке: зей «кизил (дерево)», блашэ «клен», шэдыгъуэ «дикая черешня», чац1ыпей «бересклет европейский». Сказанное А.Шортановым подтверждается существованием таких выражений в кабардино-черкесском языке, как: зей жыг лъэпкъыр угъурсызщ (кизиловые деревья несчастливые), зейк1э узэуэм лъы къыдок1 (кого ударяешь кизиловой палкой, у того проступает кровь) и др., которые говорят об отрицательном отношении к кизиловому дереву. В адыгских сказках кизиловые палки используются для устрашения диких животных, ими приручаются кони и т.д. Существует мнение, что кизиловое дерево может послать проклятье человеку, если тот сломает ветку. На такие породы деревьев, как клен «блашэ», вишня и черешня «шэдыгъуэ», тот же кизил «зей» накладывали запрет
Согласно А.Шортанова, «...в адыгском своде недобрых деревьев их перечисление идет в таком порядке: зей «кизил (дерево)», блашэ «клен», шэдыгъуэ «дикая черешня», чац1ыпей «бересклет европейский». Сказанное А.Шортановым подтверждается существованием таких выражений в кабардино-черкесском языке, как: зей жыг лъэпкъыр угъурсызщ (кизиловые деревья несчастливые), зейк1э узэуэм лъы къыдок1 (кого ударяешь кизиловой палкой, у того проступает кровь) и др., которые говорят об отрицательном отношении к кизиловому дереву. В адыгских сказках кизиловые палки используются для устрашения диких животных, ими приручаются кони и т.д. Существует мнение, что кизиловое дерево может послать проклятье человеку, если тот сломает ветку.
На такие породы деревьев, как клен «блашэ», вишня и черешня «шэдыгъуэ», тот же кизил «зей» накладывали запрет использовать их при строительстве домов, хозяйственных построек. Известен запрет использовать черешню на топливо. Причиной табу, предполагает А.Т.Шортанов, может быть то, что в свое время между дикой черешней и домашним очагом существовала какая-то мифологическая связь. Видимо, считая данное дерево «очажным», священным растением рода, семьи, запрещали его сжигать, что подтверждается изречением: Шэдыгъуей бгъэсынуи, псэуалъэм хэплъхьэнуи ф1ыкъым «нехорошо сжигать или использовать в строительстве вишню, черешню (дерево)».
На такие породы деревьев, как клен «блашэ», вишня и черешня «шэдыгъуэ», тот же кизил «зей» накладывали запрет использовать их при строительстве домов, хозяйственных построек. Известен запрет использовать черешню на топливо. Причиной табу, предполагает А.Т.Шортанов, может быть то, что в свое время между дикой черешней и домашним очагом существовала какая-то мифологическая связь. Видимо, считая данное дерево «очажным», священным растением рода, семьи, запрещали его сжигать, что подтверждается изречением: Шэдыгъуей бгъэсынуи, псэуалъэм хэплъхьэнуи ф1ыкъым «нехорошо сжигать или использовать в строительстве вишню, черешню (дерево)».
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?