Почтительность - нэмыс

Почтительность - нэмыс
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
03:17, 22 март 2022
5 772
0
Термин нэмыс восходит к греческому «nomos» -'«закон» и к производному от греческого арабскому «намус» со значением «честь», «доброе имя», «репутация», «совесть». На Кавказе, в Средней и Малой Азии это слово произносят с благоговением, как волшебное, обладающее большой нравственной силой. Намус - зачаток великих тайн и эпитет пророка Джабраила (Гавриила). В каждой культуре термин «намус» обрастает новыми значениями. К примеру, жители Ирана используют его для обозначения чистоты, целомудрия, женской чести, а также в значении «принцип», «правило», «закон», «закон природы».
Почтительность - нэмыс
Термин нэмыс восходит к греческому «nomos» -'«закон» и к производному от греческого арабскому «намус» со значением «честь», «доброе имя», «репутация», «совесть». На Кавказе, в Средней и Малой Азии это слово произносят с благоговением, как волшебное, обладающее большой нравственной силой. Намус - зачаток великих тайн и эпитет пророка Джабраила (Гавриила). В каждой культуре термин «намус» обрастает новыми значениями. К примеру, жители Ирана используют его для обозначения чистоты, целомудрия, женской чести, а также в значении «принцип», «правило», «закон», «закон природы».
В системе адыгской этики категория нэмыс занимает подобающее ей почетное место. Это обозначение одной из пяти заповедей адыгства - почтительности и сумма соответствующих данной заповеди свойств: вежливости, деликатности, скромности, послушания. Представления об идеале отношений в семье, на работе, в общественных местах связаны прежде всего именно с этим понятием. Чтобы подчеркнуть, что в той или иной группе царят порядок и любовь, взаимопонимание и уважение, обычно говорят: Нэмыс яку дэлщ - «В основе их отношений лежит нэмыс». И напротив, о группах, в которых нет согласия, порядка, взаимного уважения, отзываются с сожалением и осуждением: Нэмыс яку дэлъкъым - «В их отношениях отсутствует намыс».
Как видим, категория нэмыс является выражением не только субъективной, но также интерсубъективной реальности. С одной стороны, она служит обозначением важных моральных свойств отдельной личности (почтительности, скромности, деликатности), а с другой - характеристикой сложившихся в отношениях между людьми отношений взаимного признания, уважения, согласия.
О многом свидетельствует и тот факт, что слово «намыс» используют для обозначения адыгской этики и морали в целом. Отсюда, термин адыгэ нэмыс, под которым понимают, с одной стороны, адыгский этикет, а с другой - характерную для народа воспитанность. В сознании людей адыгэ нэмыс - едва ли не синоним адыгства, подобно тому, как у абхазов понятие «абхазский аламыс» является синонимом апсуара - абхазскости.
И все же категория адыгэ нэмыс - это прежде всего обозначение адыгского этикета как соционормативного института, который способствует формированию и постоянному воспроизводству в отношениях между людьми высокого уровня, или, по крайней мере, необходимого этически выверенного минимума отношения и признания. Существует твердое убеждение, что этого заслуживает каждый человек. Отсюда понятие ц1ыхум и нэмыс -»нэмус человека». Так отображается его внутренняя ценность и безусловное право на признание и уважение независимо от возраста, пола, социальной или расовой принадлежности.
Устанавливается, иначе говоря, этический иммунитет или персональное морально-правовое поле личности, в которое не должен вторгаться никто. Говорят: Ц1ыхуым йынэмысыр хъуымэ - «Береги намус человека» или Ц1ыхуым йынэмысыр уымыкъуытэ - «Не разрушай намус человека».
Таково золотое правило адыгской этики, способствующее сохранению относительного равенства прав на элементарное уважение и признание каждого человека, будь то высокопоставленный чиновник, ребенок, кровный враг или нищий бродяга.
В то же время почтительность не отвергает, а напротив, поддерживает и закрепляет дифференцированный подход к людям, ставит степень уважения личности в зависимость от ее места в структуре общества. Вводятся имеющие четкое обоснование понятия типа: нэхъыжъым йынэмыс - «честь старшего», адэ-анэм янэмыс - честь родителей, хьэщ1эм йынэмыс - «честь гостя», президентым и нэмыс - «честь президента». Понятие чести используется здесь для обозначения сравнительно высокого положения в обществе, а также в целях защиты определенной категории лиц от неуважительного отношения.
Этический иммунитет является гарантом вполне оправданных ожиданий на то, что с человеком вообще, но в особенности со старшими, женщинами, гостями, детьми будут все и всегда вежливы, предупредительны, тактичны, внимательны.
В таком виде идея почитания как нельзя лучше вписывается в более широкое понятие адыгства, усиливая его гуманистический смысл. Это «броня», оберегающая личность от неприятных воздействий и переживаний, создающая для нее необходимый минимум психологического комфорта и уюта. Разрушающий эту броню, тем самым посягающий на честь уважаемых или беззащитных членов общества, подвергается осуждению как человек, лишенный адыгства, ср.: Бзылъхуыгъэм йынэмысыр зыкъуытэм, л1ыгъи, адыгагъи хэлъкъым - «Нет ни мужества, ни адыгства в мужчине, посягнувшем на честь женщины».
Но не следует думать, что степень уважения и почета, которую отпускает общество отдельным категориям лиц, жестко, раз и навсегда задана. Такое отношение нужно заслужить своими деяниями, образом жизни, адыгством, поэтому на уважение не вправе рассчитывать в полной мере даже очень старый, но порочный, злой, неразумный человек, приносивший людям несчастье и беды.
Следует помнить еще и о том, что осуждаются, как несовместимые с адыгством, назойливые притязания на честь, славу, награды, авторитет. Просить или требовать, чтобы высоко оценили твою персону, - значит вести себя самым негодным образом, не по-адыгски. Если же дело доходит до скандальных претензий, упреков, обид, то человек становится предметом осуждения, справедливых нареканий и насмешек и вместо желаемого признания, роняет остатки своего авторитета. Нэмысыр лъэ1ук1э къахьыркъым - «Честь и признание не достигаются просьбами», - говорят адыги.
Как совокупность личностных свойств, почтительность санкционирует поведение и поступки, символизирующие уважение, послушание, признание и тормозит, либо отменяет действия, способные принизить людей, задеть их достоинство и честь. В основе такого контроля и регуляции лежит чувство стыда - ук1ытэ. Почтительный человек - нэмысыф1э стыдится вмешиваться в чей- либо разговор, громко смеяться, превозносить себя и своих близких, говорить на повышенных тонах, сидеть развалившись, похлопывать собеседника по плечу и т.д. Исключая все, что может огорчить, оскорбить, унизить человека, почтительность создает благоприятную атмосферу общения, своего рода психологический уют и комфорт, она внушает людям, что их чтут, ценят, что их достоинство надежно защищено .
Как видим, нэмыс - это по преимуществу сдерживающая сила, которая отменяет не этикетные реакции и направляет поведение в этикетное русло.
Человека, в котором нет уважительного отношения к людям осуждают и называют нэмысыншэ, воспринимая это как большой недосаток личности, способный привести к большим разочарованиям и бедам. Нэмысыншэр нэсыпыншэщ, - говорят в данной связи, что почти буквально означает: «Лишенный почтительности лишается счастья». По общему мнению только благодаря изысканной вежливости, скромности, почтительности в повседневных контактах с людьми можно «завоевать» их сердца, заслужить признание и авторитет, реализовать в полной мере свой личностный потенциал. Отсюда другой очень распространенный афоризм: Нэмыс зи1эм насып и1эщ - "Тот, кто почтителен, тот и счастлив".
Воспитание в таком духе давало ощутимые результаты. О "природной" скромности, деликатности, учтивости адыгов с восхищением отзывались представители других народов. Сложилось мнение, что изысканная вежливость, воспитанность и забота о своей чести и репутации являются неотъемлемыми чертами истинно адыгского характера наряду с человечность, мужеством, рассудительностью. Поэтому говорят: "Черкеса невозможно устрашить, но легко устыдить" - Адыгэр умыгъэшынэзэ, бгъэук1ытэшьт.
Главное в таких случаях подобрать нужные слова и соответствующий тон обращения - взыскательный, но деликатный, не унижающий достоинства личности.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)