Убыхи. Бог грома и молнии - Уашхва
Культура
Абхазы. Великим божеством грозных явлений являлся Афы. Афы не прощает не только несоблюдения ежегодных жертвоприношений, но и малейшего непочтительного отношения, в том числе и обычного проявления печали по убитому грозой человеку. В одном из случаев молнией был убит человек. Родные покойного, считая это карой Афы, пригласили знахарку, которая, после обычного диалога с Афы, разъяснила, что данная фамилия находится под гневом названного бога за несоблюдение жертвоприношений. Вся фамилия тот же час прекратила оплакивание, пригласили лиц, знающих песню в честь Афы, и певчие пели около трупа до окончания похорон. Родные и после этого целую неделю праздновали: не работали, никому ничего не давали, не продавали и не покупали. В жертву был принесён белый козёл. Бог грома, по верованию абхазов, всегда мог «посетить» ту или иную семью.
Абхазы. Великим божеством грозных явлений являлся Афы. Афы не прощает не только несоблюдения ежегодных жертвоприношений, но и малейшего непочтительного отношения, в том числе и обычного проявления печали по убитому грозой человеку. В одном из случаев молнией был убит человек. Родные покойного, считая это карой Афы, пригласили знахарку, которая, после обычного диалога с Афы, разъяснила, что данная фамилия находится под гневом названного бога за несоблюдение жертвоприношений. Вся фамилия тот же час прекратила оплакивание, пригласили лиц, знающих песню в честь Афы, и певчие пели около трупа до окончания похорон. Родные и после этого целую неделю праздновали: не работали, никому ничего не давали, не продавали и не покупали. В жертву был принесён белый козёл. Бог грома, по верованию абхазов, всегда мог «посетить» ту или иную семью. При этом гость «поселялся» в ком-нибудь из членов семьи и вызывал у него умопомешательство или другую болезнь, если данная семья чем-нибудь прогневала Афы.
Адыги. Хепегуаш, в переводе «дева вод морских». Празднуется ежегодно летом, у берега моря, где, после обыкновенных молебственных обрядов, в заключении пляшут круговую.
Псегуаш - дева вод речных. К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной. В таких случаях, молодые люди обоего пола обливают друг друга водою и, в виде забавы, плещутся в воде до тех пор, пока не наскучит.
Кодес. Горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу, удерживающую море в пределах берегов.
Абхазы. Водной стихией ведала богиня под именем «Матери» и «Владычицы вод» (Дзызлан), которую представляли обитающей в неприступном чистом озере или роднике. Считалось, что она управляет обворожительными водяными красавицами. Они по ночам выходят на землю, заманивают к себе мужчин и требуют от них любви, обещая за это все земные блага.
Близкая связь женщины с водой и её покровительницами видна и в обряде по вызыванию дождя, который отправляли женщины, под названием Дзиуоу. Во время засухи девушки сажали куклу на плот, зажигали наброшенную на неё солому и зажжённый плот пускали по течению воды, пели обрядовые песни.
Адыги. Зейгутх - покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами.
Емишь - покровитель овец. Его празднуют в день впуска баранов в стадо.
Хятегуашь - дева покровительница садов.
Хакусташ. Натухайцы и шапсуги почитают его своим гением хранителем, а также покровителем пахотных волов.
Мерием - покровительница пчеловодства.
Абхазы. Божество Ерыш является религиозным отражением ткацкого ремесла, выступающей покровительницей определённых женских работ. Перед началом тканья женщины обращались к своей богине с просьбой не портить ткани, не спутать ниток, вообще облегчить им работу на станке.
Абхазы почитали также духов - покровителей гор (Ашьха инцеаху) и верили, что от этих божеств зависят безопасность, благополучие и удача пастухов, охотников и всякого путника в горах.
У абхазов некоторыми авторами засвидетельствовано божество, покровительствовавшее воровству и разбою под именем Эйрих-Аацных (видящий всё днём и ночью). Молились ему только воры и разбойники. В жертву приносили четыре конических хлебца.
Адыги. Хепегуаш, в переводе «дева вод морских». Празднуется ежегодно летом, у берега моря, где, после обыкновенных молебственных обрядов, в заключении пляшут круговую.
Псегуаш - дева вод речных. К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной. В таких случаях, молодые люди обоего пола обливают друг друга водою и, в виде забавы, плещутся в воде до тех пор, пока не наскучит.
Кодес. Горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу, удерживающую море в пределах берегов.
Абхазы. Водной стихией ведала богиня под именем «Матери» и «Владычицы вод» (Дзызлан), которую представляли обитающей в неприступном чистом озере или роднике. Считалось, что она управляет обворожительными водяными красавицами. Они по ночам выходят на землю, заманивают к себе мужчин и требуют от них любви, обещая за это все земные блага.
Близкая связь женщины с водой и её покровительницами видна и в обряде по вызыванию дождя, который отправляли женщины, под названием Дзиуоу. Во время засухи девушки сажали куклу на плот, зажигали наброшенную на неё солому и зажжённый плот пускали по течению воды, пели обрядовые песни.
Адыги. Зейгутх - покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами.
Емишь - покровитель овец. Его празднуют в день впуска баранов в стадо.
Хятегуашь - дева покровительница садов.
Хакусташ. Натухайцы и шапсуги почитают его своим гением хранителем, а также покровителем пахотных волов.
Мерием - покровительница пчеловодства.
Абхазы. Божество Ерыш является религиозным отражением ткацкого ремесла, выступающей покровительницей определённых женских работ. Перед началом тканья женщины обращались к своей богине с просьбой не портить ткани, не спутать ниток, вообще облегчить им работу на станке.
Абхазы почитали также духов - покровителей гор (Ашьха инцеаху) и верили, что от этих божеств зависят безопасность, благополучие и удача пастухов, охотников и всякого путника в горах.
У абхазов некоторыми авторами засвидетельствовано божество, покровительствовавшее воровству и разбою под именем Эйрих-Аацных (видящий всё днём и ночью). Молились ему только воры и разбойники. В жертву приносили четыре конических хлебца.
Ссылки по теме: