Уникальные рисунки Уильяма Симпсона Крымского. Черкесия.
История / Культура / Картины
Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкесию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкесии. Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкесию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки.
Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкесию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкесии. Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкесию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки.
Симпсон был проводником герцога Ньюкасла в Крыму (художник показывал бывшему министру поля сражений), и впоследствии ему было предложено сопровождать Ньюкасла по Черкесии и сделать ряд рисунков. Партия, которая включала слугу герцога Лукку знавшего многие языки народов Кавказа, писателя Лоренса Олифанта и морского художника, Освальда Брайерли, отплыла 29 сентября 1855г. на пароходе Highflier, вскоре после падения Севастополя. Путешественников сопровождала большая группа патриотически настроенных черкесов.
После высадки в Анапе 3 октября, в сопровождении большой партии черкесов отряд отправился к р. Кубань, что нашло отражение в одном из рисунков У. Симпсона. Здесь, чтобы показать свою решительность и удаль англичанам, черкесы совершили нападение на русский форт, завершившееся перестрелкой обоих сторон. Особое внимание У.Симпсона после этого боя привлекла хирургическая операция по извлечению пули из тела раненого с помощью грубого ножа. При этом раненый, несмотря на смертельную бледность, улыбался и спокойно говорил с окружающими. Когда Симпсон поинтересовался в чем причина такого стоицизма, то ему ответили, что если бы показал любые признаки слабости, стонал или плакал от боли, то его бы одели в женское платье, чтобы показать, что он не мужчина.
Следующей остановкой отряда был Новороссийский форт, неподалеку от которого англичане приняли участие в черкесских поминальных обрядах. После посещения Геленджикского форта отряд, в сопровождении черкесов, отправляется в длительное путешествие по суше. В своих записках Симпсон подробно описывает кунацкую и обычаи гостеприимства, у черкесов приводя и интересную поговорку о трех великих добродетелях: «острый меч, сладкий язык и сорок блюд». Первая из этих добродетелей символ храбрости, вторая красноречия, а третья гостеприимства. Замечательно, что документальный материал у Симпсона сопровождается живописным рядом – обед в кунацкой изображен им на рисунке «Лагерь в Черкесии». На нем изображена внутренняя часть традиционного черкесского дома. На переднем плане посуда и трехногие столики анне. Герцог Ньюскал изображен на почетном месте напротив очага.
Большое внимание Симпсон уделял изображениям одежды черкесов, как он пишет: «Мои эскизы были сделаны больше для изображения костюмов, чем портретов». К изображению черкесских костюмов и быта художник возвращается и через много лет после посещения Черкесии. Так, замечательный акварельный рисунок «Черкесы на реке Субаши» выполнен им по раннему эскизу, двадцать лет спустя после путешествия, в 1876 году, для книги Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe (Колоритные люди представители всех частей света).
Симпсон был проводником герцога Ньюкасла в Крыму (художник показывал бывшему министру поля сражений), и впоследствии ему было предложено сопровождать Ньюкасла по Черкесии и сделать ряд рисунков. Партия, которая включала слугу герцога Лукку знавшего многие языки народов Кавказа, писателя Лоренса Олифанта и морского художника, Освальда Брайерли, отплыла 29 сентября 1855г. на пароходе Highflier, вскоре после падения Севастополя. Путешественников сопровождала большая группа патриотически настроенных черкесов.
После высадки в Анапе 3 октября, в сопровождении большой партии черкесов отряд отправился к р. Кубань, что нашло отражение в одном из рисунков У. Симпсона. Здесь, чтобы показать свою решительность и удаль англичанам, черкесы совершили нападение на русский форт, завершившееся перестрелкой обоих сторон. Особое внимание У.Симпсона после этого боя привлекла хирургическая операция по извлечению пули из тела раненого с помощью грубого ножа. При этом раненый, несмотря на смертельную бледность, улыбался и спокойно говорил с окружающими. Когда Симпсон поинтересовался в чем причина такого стоицизма, то ему ответили, что если бы показал любые признаки слабости, стонал или плакал от боли, то его бы одели в женское платье, чтобы показать, что он не мужчина.
Следующей остановкой отряда был Новороссийский форт, неподалеку от которого англичане приняли участие в черкесских поминальных обрядах. После посещения Геленджикского форта отряд, в сопровождении черкесов, отправляется в длительное путешествие по суше. В своих записках Симпсон подробно описывает кунацкую и обычаи гостеприимства, у черкесов приводя и интересную поговорку о трех великих добродетелях: «острый меч, сладкий язык и сорок блюд». Первая из этих добродетелей символ храбрости, вторая красноречия, а третья гостеприимства. Замечательно, что документальный материал у Симпсона сопровождается живописным рядом – обед в кунацкой изображен им на рисунке «Лагерь в Черкесии». На нем изображена внутренняя часть традиционного черкесского дома. На переднем плане посуда и трехногие столики анне. Герцог Ньюскал изображен на почетном месте напротив очага.
Большое внимание Симпсон уделял изображениям одежды черкесов, как он пишет: «Мои эскизы были сделаны больше для изображения костюмов, чем портретов». К изображению черкесских костюмов и быта художник возвращается и через много лет после посещения Черкесии. Так, замечательный акварельный рисунок «Черкесы на реке Субаши» выполнен им по раннему эскизу, двадцать лет спустя после путешествия, в 1876 году, для книги Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe (Колоритные люди представители всех частей света).
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?