В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)

В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
21:30, 13 июнь 2020
3 795
0
2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические дисциплины не были представлены в нем из-за отсутствия соответствующих кадров. Директором стал черкес М. М. Сакиев, а научными сотрудниками черкес А. М. Гукемух, абазия М, А. Нипа и ногаец А. К. Мурзабеков, все лингвисты и фольклористы. Шла подготовка к фольклорной экспедиции.
2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические дисциплины не были представлены в нем из-за отсутствия соответствующих кадров. Директором стал черкес М. М. Сакиев, а научными сотрудниками черкес А. М. Гукемух, абазия М, А. Нипа и ногаец А. К. Мурзабеков, все лингвисты и фольклористы. Шла подготовка к фольклорной экспедиции.

3 августа осматривал музей. Как и в прошлом году, в нем бедно и уныло. Небольшая археологическая экспозиция состоит из вещей, случайно обнаруженных около хут. Дружба. Среди них примечательны каменный шлифованный и бронзовый топорики, бронзовые фибулы, колечки, спиральные браслеты и деталь с изображением поясной фигурки человека, железные удила и поясные пряжки, каменные зернотерка, кусок жернова и грузила, различная керамика.

М. А. Нипа сообщил, что в сел, Чегем П (в Кабарде) есть квартал, носящий название Абазинского, так как в нем живут окабардинившиеся абазины. Один ногаец рассказал, что в 1927 г. он лечил свою сломанную ногу тем, что, по предложению лекаря-ногайца, стругал стружку с медной монеты и с водой выпивал. Он же сообщил, что ногайцы иногда пользуются колечками от кольчуги в качестве амулета от болезней. Ногайские женщины и теперь нередко закрывают лицо при посторонних мужчинах.

В Черкесской автономной области существует семь ногайских аулов; Эркен-Юрт (Эркин-Юрт — «Просторное селение» или «Вольное»; бывш. Ураковский, Орак-Авыл — «Селение жнецов»}; Эркен-Халк (Эркин-Халк — «Вольный народ»; бывш. Нижнемансуровский. Алакай-Авыл — «Селение Алакая»); Адиль-Халк (Адел-Халк — «Справедливый народ»; бывш. Шавазовский, Ша-баз-Авыл — «Селение Шабаза»); Икон-Халк (Икьон-халк; бывш. Тохтамышевский, Тохтамыс); Кизил-Юрт (Кызыл-Юрт — «Красное селение»; бывш. Верхнемансуровский); Кубан-Халк («Кубанский народ»); Кизил-Тогай (.Кызыл-Тогай— «Красный луг»). Оба последних основаны при Советской власти. Под г. Армавиром есть ногайский аул Карамурзинский (Карамырзай), а под Минеральными Водами — Канглы (Кумы—«Кумский»).

10 августа в Черкесск приехали из Ростова проф. Г. П. Сер-дюченко и его жена М. К. Милых для участия в фольклорной экспедиции и для руководства ею. Я решил присоединиться к Абазинскому отряду этой экспедиции.

На другой день мы разъехались по области. Абазинский отряд составили Г. П. Сердюченко (начальник), М. А. Ннпа, журналист П. Цекпв и я.

В Инжичкуне мы провели четыре дня. Из селения хорошо видна башня Адиюх, которую абазины называют Кайдух (Къандыхв).

Один из жителем уверял, что это — название tie башни, а урочища, где она находится. Башня же, по его словам, называется Къайды-хва-Сын -- «Памятник Ка й духе кий». Некоторые говорили, что К.айдух -- имя проживавшей там жены нарта Саусрука. и рассказывали уже записанную мною легенду про Саусрука п его светлорукую жену. Согласно ей, башню строил великан, который при этом стоял на коленях и, ие сходя с места, за версту доставал нужные для постройки камни

Слыша.'! новый вариант сказания о гибели Саусрука. По нему, когда Саусрук привез к Сатеннй голову убитого им нарта Шибатс-нука, она промолвила: «Такого могучего нарта убивать не следовало!», И тут же приказала С а ус рук у отвезти голову к матери Шибатонука. Саусрук исполнил это приказание, и мать Шибате-нукп сказала ему; «Без советов Слтенай ты не убил бы моего сына!». С этими слонами она бросила R Саусрука ножницы. Они вонзились в единственную незакаленную часть его тела— ногу, отчего ОН И умер.

Старики утверждают, что Инжичкун неоднократно менял свое место. Г! рнчем считают, что причиной перехода его на правый берег р. Малый Зеленчук, где селение находится и сейчас, послужило желание черпать из реки воду правой, а не левой рукой (воду черпают обычно против течения).

Могилы на местном кладбище отмечены земляной насыпью и каменным памятником, на котором лишь в редких случаях ссгь арабские надписи. Даты на них не выходят за рамки конца XIX---начала XX в. Пол надписями часто изображены кинжал, револьвер, сапог и пр.. если эго могила мужская, или предметы рукоделия и туалетные принадлежности, если она женская. Большая же часть памятников украшена только тамгой. На кладбище нет фамильных участков. Например, могилы Ценовых (Цекъвна), представителей наиболее распространенной в Инжичкуне фамилии, разбросаны по всему кладбищу. Лишь князья Лоовы похоронены вместе за общей каменной о г р а до й

Фамилия Ценовых в настоящее время представлена 63 хозяйствами: 60 из них находятся is Инжичкуне, а три — в сел. Малоабазинском.

Одна часть здешних домов глинобитная, а другая сложена из необожженных кирпичей (самана). Все они снаружи и внутри беленые. Дома состоят из трех комнат и, кроме того, сеней. Старинные очаги имеются уже не в каждом доме. Причем устроены они у фасадной стены и дымоход часто выступает наружу.

14 августа мы переехали в абазинское сел. Эльбурган. Говорят, что в 5 -6 км ог него есть две естественные пещеры (хIатышы). Та, что побольше, населена дикими голубями и называется Х1вых-1втара («Голубиное место»), а та, что поменьше, именуется Хъа-быг[втара — «Место черепов», так как в ней были найдены человеческие кости и черепа.

15 августа я познакомился с проживающим в Эльбургане зачинателем национальной абазинской литературы Т. Табуловым (Тобыль). Эго 58-л or ими высокий и худой человек, скромный я обаятельный. Он одет по-городскому, но в папахе и с кавказским поясом. Работает в здешней средней школе учителем абазинского языка. В Черкесии Табулов известен как поэт, прозаик и драматург, пишущий на кабардинском и абазинском языках, а также как автор и переводчик на абазинский язык ряда школьных учебников. Ему принадлежит пособие по синтаксису абазинского язы ка.

'Г. Табулов сообщил мне некоторые детали миграций абазинского народа в прошлом, историю некоторых фамилий и существующую точку зрения на происхождение абазинских княжеских фамилий от общего предка. Что касается абазинского народа в целом, то, по мнению Табу лов а, он происходит от того же корпя, что и адыгейские племена шапсугов и абадзехов, а все вместе они не имеют генетической связи с кабардинцами.

Вернувшись в Черкесск, я познакомился с приезжим музыковедом 'Авраамовым, изучающим кавказские народные мелодии. Кабардинская народная музыка, по его словам, очень близка к музыке других коренных народов Кавказа, а балкарская обнаруживает некоторые среднеазиатские и даже монгольские элементы.

В Черкесском краеведческом музее имеются следующие подлинные историко-этнографические экспонаты: щит с персидскими надписями и несколькими изображениями солнц, налокотники, шлем, остатки кольчуги, два железных наконечника копий,старое лезвие кинжала, две булавы, кремневое ружье, два кремневых пистолета, колокольчик {который вешали на корову), двухструнный музыкальный инструмент {пхъэпшынэ) со смычком, вышитая настенная сумочка для мелких предметов женского обихода, коврики, циновки, деревянные лопатка с арабским алфавитом на одной стороне и текстом молитвы — на другой, ручная мельница, посуда и утварь, медные кувшины, черкески, бешметы, папахи, женская шапочка и принадлежности прядильно-ткацкого дела. Выставлены и неподлинные экспонаты, сделанные специально для музея. Это костюмы, оружие, ковры и предметы домашнего обихода. Есть в музее план земельного участка М. Заурумова, составленный в 1912 г., с объяснительной запиской М. С. Иваненкова. который известен как автор ряда статей по этнографии и вопросам землевладения в Кубанской и Терской областях.1

Вернувшийся из Эльбургана Г. П. Сердюченко рассказал, что ему и Б. Цекову посчастливилось записать три старинные абазинские песни. Дело в том, что теперь абазины своих песен не имеют и поют только кабардинские и русские.

20 августа я отправился в Нальчик. До Пятигорска ехал в легковой машине с молодым карачаевским лингвистом Алиевым Умаром. Проезжали через ст-uy Суворовскую, состоящую из больших дворов с белыми турлучными домами под соломенными крышами. Дворы огорожены то камнем, то плетнем с очень небрежным косым плетением.

В Пятигорском музее представлены геология, палеонтология, растительный и животный мир района, а также изделия местной промышленности. Есть и художественный отдел. В археологическом обращают на себя внимание каменные топоры-молоты и наконечники стрел, необожженная керамика, бронзовые топор кобанского типа и украшения, кольчуги, холодное и огнестрельное оружие, расписная керамика из Маджар, пять или шесть каменных «баб», четыре деформированных черепа и мумифицированная голова из наземного балкарского склепа.

Продолжаю путь в Нальчик. В Залу коку ад же, населенном кабардинцами, многие дома крыты черепицей и, кажется, уже не имеют очагов. В тех случаях, когда очаг есть, он расположен у передней стены дома. Около сел. Малка немало курганов. За этим селением объезжаем эффектную возвышенность Къубба-Тэпэ — «Мавзолейная возвышенность». Однако мавзолеев там уже не сохранилось. В домах сел. Кызбурун III очаги расположены то в заднем углу, то посередине боковой стены, то в центре фасадной. В сел. Чегем II много однотипных домов из необожженного кирпича, построенных в недавнее время. Они из двух-трех комнат, без очага, В домах же старой постройки очаг расположен в заднем углу или посередине фасадной стены. Таково же местонахождение очагов и в домах сел. Чегем I. Перед сел. Шалушка я заметил несколько курганов.

" Пальник С: 1936 г. заметно вырос, в нем появился ряд новых зданий. Проживающие в городе балкарцы рассказали о мифических балкарских князьях Рачикаовых (Рачыкъавлары), что они сильно угнетали народ, например заставляли женщин сгребать сено не вниз по склону, а вверх. О человеке, допустившем потраву чужого посева, до сих пор говорят, что он поступает, как Рачи-каовы. После уничтожения последних спаслась лишь их беременная невестка, и от ее сына произошла фамилия Тудуевых {Туди-лары).

Балкарец из фамилии Теппеевых (Тёпне) рассказал такое семейное предание. Их предки жили прежде в Карачае, и семья состояла тогда из 81 человека. Среди них была красивая и храбрая девушка по имени Налджюз («Сто подков»), которая носила • черкеску с кинжалом, ездила верхом и отлично стреляла. Один из кабардинских князей Атажукиных влюбился в нее и стал к ней свататься. Налджюз решила бежать и ночью отправила часть семьи на восток. То же проделывала она и каждую следующую ночь. Когда дома уже не оставалось никого, кроме нее самой, прискакал Атажукин с товарищами. Но Налджюз стала стрелять и, убив несколько товарищей Атажукина, убежала следом за своей родней. По дороге она подверглась новому нападению, но и на этот раз сумела скрыться. В поисках защиты от Атажукина Налджюз и ее семья отдались князьям Кучуковым в рабство, и те поселили их на р. Гунделене, а затем перевели в Актопрак. С тех пор Теппеевы были пулами Кучуковых.

Монгольский счет годов по !2-летним животным циклам, оказывается, хорошо известен и карачяевским( старикам, которые, говоря о чьем-либо возрасте, обычно называют год его рождения именем животного из этого цикла.

Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х