Агноко Адальгери (Ляша) Османович

Агноко Адальгери (Ляша) Османович
История в лицах
zara
Фото: Адыги.RU
02:19, 12 июнь 2020
2 832
0
Агноко Адальгери (Ляша) Османович (1851, с. Старый Черек, КБР — 1918, с. Нижний Черек, КБР) — один из последних в Кабарде джегуако-профессиона-лов. Произведения его записаны в 50 —80-е гг. XX в. и изданы в 1969 и 1993. Многочисленные стихи-импровизации известны высокой степенью художественного сознания, совершенством формы, оригинальностью образной системы и тематическим многообразием.
Агноко Адальгери (Ляша) Османович (1851, с. Старый Черек, КБР — 1918, с. Нижний Черек, КБР) — один из последних в Кабарде джегуако-профессиона-лов. Произведения его записаны в 50 —80-е гг. XX в. и изданы в 1969 и 1993. Многочисленные стихи-импровизации известны высокой степенью художественного сознания, совершенством формы, оригинальностью образной системы и тематическим многообразием. Для поэтических импровизаций Агноко характерны своеобразный тонкий юмор, полная свобода выражения, философская глубина суждений, необычайно богатая поэтическая фантазия. Особенно обращает на себя внимание способность Агноко сочетать художественное изображение с глубоким философским осмыслением. Его метафоры и эпитеты нетрадиционны для адыгской поэзии и вместе с тем высокопоэтичны. Многие его изречения стали афористическими, как, например: «Мое слово зависит от желания: захочу — оно будет тяжелее свинца или легче ласточки, слаще меда и горше желчи, острее иглы и мягче груди; Мое слово — всегда право, как сам пророк. II каково оно — зависит от того, к кому оно обращено» (перевод подстрочный). Творчество Агноко — одна из высших вершин, венчающих эволюцию искусства джегуако; оно оказало мощное влияние на формирование авторского мировоззрения, чем подготовило эволюционный переход поэзии от устной традиции к письменно-литературной.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х