Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Свидетельства генерала, князя Бековича-Черкасского о происхождении черкесов

Свидетельства генерала, князя Бековича-Черкасского о происхождении черкесов

Свидетельства генерала, князя Бековича-Черкасского о происхождении черкесов
История
zara
Фото: Адыги.RU
15:27, 28 июнь 2020
6 461
0
Справка о генерале. Ф. А. Бекович-Черкасский, природный кабардинец, принадлежал к известному и влиятельному в Кабарде княжескому роду. На Кавказе он управлял Сунженской военной линией, блокировавшей Чечню. Позже служил в Генеральном штабе в Петербурге. В июне 1830 г. Ф. А. Бекович-Черкасский получил задание представить развернутую «Записку» о Черкесии и черкесах. В помощь ему был придан полковник Гасфорт. Речь шла о разработке конкретного плана военного покорения черкесов. Это обязывало генерала к особой ответственности и точности всех данных, которые он должен был представить фельдмаршалу И. Ф. Паскевичу. Заметим также, князь Бекович-Черкасский имел свободный доступ в закрытые черкесские общества. Несомненно, он был более компетентен в суждениях о черкесах, чем его современники и даже последующие авторы, писавшие о Черкесии.
Свидетельства генерала, князя Бековича-Черкасского о происхождении черкесовСправка о генерале. Ф. А. Бекович-Черкасский, природный кабардинец, принадлежал к известному и влиятельному в Кабарде княжескому роду. На Кавказе он управлял Сунженской военной линией, блокировавшей Чечню. Позже служил в Генеральном штабе в Петербурге. В июне 1830 г. Ф. А. Бекович-Черкасский получил задание представить развернутую «Записку» о Черкесии и черкесах. В помощь ему был придан полковник Гасфорт. Речь шла о разработке конкретного плана военного покорения черкесов. Это обязывало генерала к особой ответственности и точности всех данных, которые он должен был представить фельдмаршалу И. Ф. Паскевичу. Заметим также, князь Бекович-Черкасский имел свободный доступ в закрытые черкесские общества. Несомненно, он был более компетентен в суждениях о черкесах, чем его современники и даже последующие авторы, писавшие о Черкесии.
Над составлением своей «Записки» Бекович-Черкасский работал три месяца. В виде «рапорта» он подал ее на имя Паскевича 17 сентября 1830 г.8
Касаясь этногенеза западных черкесов, князь подчеркнул: «...по географическому их (черкесов. - М.Б.) положению, равно и образу жизни, ими соблюдаемому, нельзя принимать их за коренных жителей высокого Кавказа»9. Бекович-Черкасский обрисовал районы, откуда пришельцами (адыге) были черкесы: «...колыбелью оных (черкесов. - М.Б.) почитать должно северо-западные предгорья и равнины сей горной цепи на нижней части р. Кубани и по Черному морю, начиная от устья Дона до Геленджикского залива»10. Стоит отметить: на указанной генералом территории автор настоящих строк, руководя Северо-Кавказской археологической экспедицией, производил раскопки. Они подтверждали наличие в этом районе господства сармато-аланской археологической культуры. Бекович-Черкасский настолько углубился в проблему происхождения западных черкесов, что заметил даже их пограничное расселение с Древнерусским государством и присутствие среди черкесов славянского этнического компонента. «Быть может даже, - писал князь - что они (черкесы. - М.Б.) перешли сюда из южной России, ибо господствующий облик их доказывает происхождение Европейское»11.
По Бековичу-Черкасскому, дальнейшее расселение черкесов изменило их древнюю территорию. Генерал отмечал: «Занимая первоначально места на нижней Кубани, они (черкесы. - М.Б.) постепенно распространялись к востоку, по всей плоскости, окружающей подножия северных Кавказских отрогов до Бештомака, т.е. равнины, образуемой соединением Малки с Тереком». Это было новым территориальным пространством, в котором, оседая, черкесы тесно столкнулись с «Кабардей», с племенами «кашаги», «касоги». Судя по всему, новое расселение черкесов произошло под давлением монголо-татар. Бекович-Черкасский установил и этот исторический факт. Он утверждал, что «... по всему описанному пространству, народ сей (черкесский. - М.Б.)... был покорен. татарскими племенами»12.
Наиболее точное описание черкесских племен, несомненно, принадлежит также генералу Бековичу-Черкасскому. По его мысли, племя Абадзе являлось главным. Его он представлял как нечто похоже на «этническое ядро», считая, что другие черкесские племена относятся именно к этому «колену». Забегая вперед, отметим, Т. Лапинский, другой знаток Черкесии, будет называть всех черкесов «Абыдзе» или же «Абазы», но в то же время Бекович-Черкасский рассматривал «Абадзе» не только как «собирательный этноним» черкесов, но видел в нем также и отдельное племя: «Собственно называемые Абадзе, живущие по Черному морю на реках Саше, Субеше и Шахе»13. Уточним, топонимика, которой пользовались черкесы на новой территории, принадлежала кабардинцам, как более автохтонным жителям в местностях, на кои указывал Бекович-Черкасский.
К другим племенам генерал относил натухайцев, шапсугов и абадзехов. Он также довольно четко очертил географические координаты расселения каждого из них. Однако для нас важнее другое. Бекович-Черкасский, в отличие от Спенсера, не дробит приведенные им племена по признакам внутренних диалектных и племенных различий. Тем самым становится ясно, что в Черкесии к 1830 г. вполне сложились четыре племенных союза - процесс, весьма характерный для военно-демократической стадии общественного развития.
Естественно, Бекович-Черкасский не забыл напомнить и об общем для черкесов этнониме «адыге», тем более что он сам мог также называться «адыге». Но генералу даже в голову не приходило сколько-нибудь идентичная этническая принадлежность черкесов и кабардинцев к одному и тому же народу.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)