Священные рощи
Религия
Священные рощи были у многих народов нашей страны — удмуртов, чувашей, камчадалов, народов Кавказа: абхазов, дагестанцев, черкесов, осетин и др. Некоторые из таких рощ вошли в состав заповедников — Сохондинского, Алтайского, Кроноцкого, Север-Алтайского, и др. Отношение к священным рощам у всех народов было особенно трепетным. Целые системы запретов — табу —охраняли эти участки леса от вырубания. История заповедности и охраны природы уходит корнями в древность, к «святым местам» язычников, возводивших в культ силы природы. Описывая священные рощи и деревья в Осетии, исследователи (Г. Чурсин, Н. Троицкий и др.) приводят факты фанатической охраны подобных святынь. Почти все священные рощи это своеобразные «народные» заповедники. Некоторые из них (роща Хетага) в наше время стали памятниками природы. Священные рощи и деревья,
Священные рощи были у многих народов нашей страны — удмуртов, чувашей, камчадалов, народов Кавказа: абхазов, дагестанцев, черкесов, осетин и др. Некоторые из таких рощ вошли в состав заповедников — Сохондинского, Алтайского, Кроноцкого, Север-Алтайского, и др. Отношение к священным рощам у всех народов было особенно трепетным. Целые системы запретов — табу —охраняли эти участки леса от вырубания.
История заповедности и охраны природы уходит корнями в древность, к «святым местам» язычников, возводивших в культ силы природы. Описывая священные рощи и деревья в Осетии, исследователи (Г. Чурсин, Н. Троицкий и др.) приводят факты фанатической охраны подобных святынь. Почти все священные рощи это своеобразные «народные» заповедники. Некоторые из них (роща Хетага) в наше время стали памятниками природы. Священные рощи и деревья, являлись, возможно, первыми заповедными участками и сейчас представляют ботанический интерес. Деревья-долгожители в горах Осетии особенно одиноко стоящие, как правило, являются священными.
Предания, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что народом в Осетии охранялись лесные массивы, рощи, отдельные деревья, которые считались священными и неприкосновенными. В таких местах не брали дров и не берут до сих пор. Г. Красницкий (1865) замечает: «у них (осетин — К.П.) есть священные места: или скала, или лес, даже отдельные деревья». Г. Чурсин (1903) отмечает: «нет ничего удивительного, что среди народностей Кавказа почти в первобытной неприкосновенности сохраняется мифологическое воззрение на деревья, рощи, кустарники... В священных рощах не рубят деревьев, не собирают плодов, оттуда нельзя брать никакой безделушки...».
Исследователь священных рощ кавказских народов Е. Вейденбаум (1878) писал, что из заповедных священных рощ горец под страхом смерти не смеет похитить ни одной ветки, не унесет и листика. Нечего говорить, как богата растительность подобных рощ, так свято хранимых религиозным настроением народов гор.
У горцев существовало убеждение: присвоившего себе что-либо из этих вещей ждет неминуемая мучительная смерть. Все деревья священной рощи считались неприкосновенными: люди верили, что срубленный сук лишает жизни только одного святотатца, срубленное дерево влекло за собой уничтожение всей его фамилии, а истребление рощи — уничтожение всего племени, которому она принадлежала.
У осетин в священных рощах каждое семейство занимало определенное место, на котором строило шалаш («Цардак» — место для ночлега и пиршества). Здесь раз в год они устраивали праздник, и всякий путник, проезжавший в это время через осетинские земли, обязан был его посетить. Путешественник Энгельгард в 1781 году наблюдал близ Ардона священную ореховую рощу осетин. К деревьям давно никто не прикасался, опасаясь неизбежного несчастья. Поэтому роща превратилась в густой лес, где роились пчелы и водилась всякая дичь.
О священной роще Хетага сложено множество легенд. Существует предположение, что древние святилища располагались в особых положительных энергоактивных зонах, образующихся над подземными геофизическими аномалиями. Чаще всего это места пересечений нескольких водных потоков на разной глубине. В таких местах образуются локальные участки с высокой частотой пульсации поля. Кратковременное пребывание в них очень полезно и имеет оздоровительный эффект. На таких участках очень хорошо растут и достигают гигантских размеров дуб, ясень, орех, бук и некоторые другие породы деревьев (Хасьянов, 2001).
Дерево с самых ранних времен стало объектом культа (Вериашвили, 1987, с. 248). Как отмечает Я.А. Киквидзе (1988, с. 204), оно произрастает из почвы и является символическим олицетворением плодородия той почвы; во-вторых, само является плодоносящим; в-третьих, листопадом и облачением в зелень оно изображает смерть и возрождение природы. На самом нижнем ряду мирового дерева расположен загробный мир.
Обожествление объектов природы — древняя языческая традиция. Сохранение ее до настоящего времени в РСО-А стало возможным, благодаря «прозрачности» монотеистических религий — христианства и ислама, не насаждавшихся здесь насильственно. Язычество, как религия людей, живущих в окружении дикой природы, более экологично, чем монотеистические верования, зародившиеся среди городского населения, требующие отправления религиозных обрядов в храмах. Священные урочища, рощи, леса, поклонение отдельным деревьям, связанные с этим запреты на порубку, ограничения охоты свидетельствует об осознании исчерпаемости природных ресурсов. В РСО-А, благодаря народным традициям, сохранились фрагменты не уничтоженных экосистем. Наиболее яркий пример тому священная роща Хетага на Осетинской наклонной равнине, где уцелели старовозрастные буково-ясеневые насаждения (Попов, 1995, с. 148—150; 1996).
Роща Хетага считалась неприкосновенной. Никто не имел права рубить здесь лес, выносить плоды или убить дичь. «Если кому случится убить в этом лесу зверя, — писал академик А.М. Шегрен, — тот должен тотчас собрать туда всех жителей своего аула и там же, на месте, всем обществом зверя того скушать, если он съедобный, в противном случае бросить его; одним словом, выносить из леса ничего не позволяется под опасением смерти и слепоты». Благодаря этому суеверному страху, чудесный лес — народный заповедник и памятник природы сохранился до наших дней.
Ссылки по теме:
ЦУР Адыгеи посетил глава республики Мурат Кумпилов и депутат Государственной Думы, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин
Мурат Кумпилов анонсировал Фестиваль адыгейского сыра
Ко Дню репатрианта в Картинной галерее Республики Адыгея откроется выставка «Кавказская диаспора»
Национальный музей Республики Адыгея присоединяется к акции "Музейная неделя"
В 2024 году в Адыгее модернизируют семь сельских почтовых отделений