Легенда о Лиране Раевского

Легенда о Лиране Раевского
Литература
zara
Фото: Адыги.RU
01:19, 07 июнь 2011
4 579
0
Легенда гласит, что древо сие посажено в 1840 году руками самого начальника Черноморской береговой линии. Генерал Н.Н. Раевский-младший был человеком широких интересов. Одним из его увлечений была страсть ко всякого рода экзотическим растениям, которые он повсеместно внедрял на всём побережье. Вот, к примеру, что он писал о возможностях этого района: «Край изобильно производит виноград, шелковицу, оливку, просо. Некоторые опыты дают надежду, что здесь будет произрастать пробковый дуб, апельсиновое, чайное, камфарное деревья; а также индиго и лён из Новой Зеландии».
Легенда о Лиране РаевскогоЛегенда гласит, что древо сие посажено в 1840 году руками самого начальника Черноморской береговой линии. Генерал Н.Н. Раевский-младший был человеком широких интересов. Одним из его увлечений была страсть ко всякого рода экзотическим растениям, которые он повсеместно внедрял на всём побережье. Вот, к примеру, что он писал о возможностях этого района: «Край изобильно производит виноград, шелковицу, оливку, просо. Некоторые опыты дают надежду, что здесь будет произрастать пробковый дуб, апельсиновое, чайное, камфарное деревья; а также индиго и лён из Новой Зеландии». Есть сведения, что Н.Н. Раевский внедрил в крае лозы винограда Изабелла. В 1840 году он их самолично развёз по всем береговым укреплениям из садов графа М.С.Воронцова и Никитского ботанического сала (бывший сад В.И. Багриновского). Согласно данным К.А.Мачавариани, ботанические сады «благодаря Раевскому и приглашённому доктору-садоводу Багриновскому были устроены в Бамборе (близ нынешней Гудауты), Пицунде, Гагре и т.д. Н.Н. Раевский, большой «любитель изящной флоры», уделял внимание закладке культурных растений, по его словам «красивых и полезных» во всех укреплениях вверенной ему Черноморской береговой линии, израсходовав на это значительную сумму денег. Под его руководством впервые началось осушение «малярийных» болот в устьях рек. Кстати, огромные лириодендроны и эвкалипты оказали в деле мелиорации неоценимую услугу, вследствие способности втягивать в себя огромное количество воды из заболоченной почвы. Для организации ботанических садов на северном Кавказе Раевский пригласил сюда таких видных специалистов своего дела, как доктора-садовника В.И.Багриновского из Никитского ботанического сада в Крыму; и оттуда же опытного ботаника-садовника Витмана. Итак, по одной версии, наш лириодендрон был посажен Н.Н. Раевским в 1840 году. Таким образом, в наши дни, ему должно было бы исполниться 160 с небольшим лет. Однако...!!! Если посмотреть на само дерево, то не обязательно быть опытным дендрологом, чтобы определить, что оно гораздо древнее. Это одно из самых крупных деревьев в стране. Высота его около 40 метров, но больше всего поражает необъемный ствол, покрытый древней корой. Его диаметр у основания больше 3-х метров. Смотришь на него, и сразу вспоминается лукоморский дуб. Даже и цепь на дереве имеется, правда не златая, а простая, но довольно внушительная. В этом дереве есть что - то широкое, могучее, былинное. Вряд ли такому богатырю-исполину 160 лет. Ему с таким же успехом можно было бы дать 1600 лет. Местные жители утверждают, что дереву 800 лет, но кто за это может поручиться? А Древо это, быть может, и впрямь ливанское. Местные горцы почитают его священным. Они называют его Меран или Пегъэмбар чьыг, что означает Древо Пророка. До наших дней сохранилась более древняя история: Дерево пророка Созреша - Пегъэмбар чъыг Рассказывают, что в незапамятные времена сам пророк Созреш перешел Чёрное море «по воде яко посуху» с чудесным Посохом. Он остановился на правом берегу большой горной реки, впадающей в море. Как гласит легенда, пророк воткнул свой посох в землю именно здесь, в местности, которую горцы называют Шэхэпэкъал и стал готовиться к намазу. Пока шла молитва, посох пророка чудесным образом пустил корни и зазеленел. По иной версии, Созереш у адыгов - божество земледелия, домашнего благополучия и, одновременно, покровитель путешественников. Священный Посох Созереша, причём обязательно с семью сучьями, в старину хранился в каждом адыгейском доме или в хлебном амбаре - Перед посохом каждая семья горцев совершала моления, прося Созереша дать хороший урожай и благополучие в доме. Очевидно, что первоначально Священное Древо Пегъэм-бар чъыг было посвящено древнему божеству Созерешу. С принятием же горцами ислама, Созереша стали называть пророком. Вот что пишет по этому поводу Дюбуа де Монпере: «Сеосерес (адыгское «Сузереф» - пророк, посредник между Богом и людьми) - большой любитель путешествий, и ему подчиняются ветры и волы; его особенно почитают шапсуги и натухайцы. Почти в каждой семье есть такое божество; осенью, в день празднования, его торжественно вносят в лом при громе инструментов, употребляемых для религиозных церемоний, и радостных криках всех обитателем жилья, поздравляющих божество с благополучным прибытием; оно уставлено маленькими свечками, и на его верхушке прикреплён круг сыра; вокруг него пьют бузу, едят и поют». Интересно, что Сеосерес удивительным образом напоминает нам египетского Осириса, также покровительствовавшего производительным силам природы и земледелию. Древо Осириса таинственным образом даровало победу над смертью. На египетских изображениях сквозь гроб Осириса прорастает зелёное древо, как символ умирания и возрождения в иную лучшую жизнь. Вот из какого Посоха выросло наше Чудо-дерево, которое и поныне каждую весну радует своими цветам и тюльпанами. Если очень захотите убедиться, то приезжайте сюда числа 10-20 мая; увидите Чудо в цвету. Собственный корреспондент ИА НатПресс (г. Туапсе) Анна Кирикова
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)