Легенды Шапсугии - Предание о Священном лесе ТхьачIэгъмэз
Литература
Лес ТхьачIэгъ мез был местом жертвоприношений. Находился он в верховьях реки Шахе. Вокруг этого леса расположилось селение. Неприятель пришёл в том году с южной стороны и разорил это селение. Неприятельское войско, разорившее селение, поднялось на возвышенность и ночью сделало привал на горе. Когда же войску понадобилось уходить, воины раздели старуху-пленницу донага и заставили её плясать. Негодующая старуха на каком-то непонятном языке помолилась Богу: «Боже карающий! Молю тебя, погуби врагов, заставившей меня сегодня плясать голой!» После этой молитвы войско поголовно попухло и вымерло, кроме одного воина. «Если я вернусь невредимым домой,- молился тот,- то в знак благодарности за спасение пушу корову в Тхачег и принесу ее Богу в жертву». Бог смиловался, и он один уцелел из всего войска.
Лес ТхьачIэгъ мез был местом жертвоприношений. Находился он в верховьях реки Шахе. Вокруг этого леса расположилось селение. Неприятель пришёл в том году с южной стороны и разорил это селение. Неприятельское войско, разорившее селение, поднялось на возвышенность и ночью сделало привал на горе. Когда же войску понадобилось уходить, воины раздели старуху-пленницу донага и заставили её плясать. Негодующая старуха на каком-то непонятном языке помолилась Богу: «Боже карающий! Молю тебя, погуби врагов, заставившей меня сегодня плясать голой!» После этой молитвы войско поголовно попухло и вымерло, кроме одного воина. «Если я вернусь невредимым домой,- молился тот,- то в знак благодарности за спасение пушу корову в Тхачег и принесу ее Богу в жертву». Бог смиловался, и он один уцелел из всего войска.
Старуха исчезла, а уцелевший человек ушёл домой. В благодарность за спасение он пустил красивую трёхгодовалую корову с белой материей на шее, такая корова являлась ежегодно. Когда корова приходила, население собиралось в Тхачеге и резало её. Мясо и шкуру раздавали людям. Первый, кто видел, что корова идёт, восклицал: «Это корова Ахына, которая приходит сама, без принуждения», а затем народ собирался для молитвы. Корова являлась в продолжение двух-трёх лет. Её называли коровой Ахына. (Фольклор адыгов в записях и публикациях 19- начала 20 в. Нальчик. 1979. Стр. 216,217).
Собственный корреспондент ИА НатПресс (г. Туапсе)
Анна Кирикова
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?